Science Art
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


Химерический биоарт



БОЛЕЕ КАНОНИЧНЫЕ ДЛЯ SCIENCE ART ПРОЕКТЫ принадлежат профессору кафедры искусства и технологий Университета Миннесоты Дэвиду Боуэну. Одна из самых известных его работ – «Устройство для рисования мухами». Это цилиндрический контейнер с двумя сотнями мух, оснащенный камерой, лампой и четырьмя фоторезисторами. Стремясь к свету, мухи попадают в отсек, где резисторы, отвечающие за четыре направления, регистрируют тени, отбрасываемые насекомыми, и посылают электрические сигналы на два сервопривода (следящих устройства) механического манипулятора с восковым карандашом. Один из датчиков фиксирует вертикальные движения, другой – горизонтальные, и в результате получается абстрактная композиция, созданная ползанием мух по фоторезистору. Когда насекомые освобождают камеру, рулон с бумагой отматывается на метр электродвигателем – предоставляется чистый лист для следующего рисунка.



ПЕРЕВОД НАУЧНЫХ ДАННЫХ в звуковую дорожку называется сонификацией, и сегодня она приобрела массовый масштаб. Пианист Дэвид Макдоналд озвучил число пи, сопоставив каждую из цифр с нотой в ля минор: ноль соответствовал ноте ля, единица – ля диез, двойка – си и т. д. Другой научный музыкант, Симон Виталь, записывает мелодии из сигналов комнатного растения антуриум (Anthurium Andreanum), которые оно подает в ответ на внешние раздражители – электрические поля. Виталь собирает данные от растения, переводит в MIDI-сигнал и отправляет на синтезатор.
В лабораториях шаманов

ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАУЧНОГО ИСКУССТВА могут обнаружить и незримые явления природы. Инсталляция британского скульптора Люка Джеррама «Прилив» – это три стеклянных шара, заполненных водой, и приспособление, которое измеряет действие лунной и солнечной гравитации на Землю. Полученные от гравиметра данные демонстрируются внутри емкостей: чем выше уровень гравитации, тем больше воды накачивают насосы. Уровень воды, в свою очередь, меняет звуковое сопровождение инсталляции. Каждый глобус издает уникальный звук. Чтобы сконструировать «Прилив», Джеррам обращался к специалистам из NASA, Гавайского астрономического департамента и Департамента вулканологии Открытого университета Великобритании. А саму идею он почерпнул из теории Иоганна Кеплера о музыке сфер, согласно которой каждое небесное тело имеет собственное звучание.
СФЕЕРИЧЕСКИЕ СКУЛЬПТУРЫ Джеррама показывают, как можно подчинить естественные процессы без вреда для окружающей среды. А вот инсталляция «Экосистема эксцессов» турецкой художницы Пинар Йолдас демонстрирует последствия человеческого вмешательства в природу. Размышляя о формах жизни, которые могут зародиться или мутировать в полных пластика океанских водах – «пластисфере», Йолдас создала вымышленную экосистему «пластиворов». Это организмы вроде черепахи-баллона с шариками из полиэфирной пленки на панцире. Питаясь продуктами искусственного происхождения, эти черепахи приобрели эластичный покров с пневматическими качествами. Они откладывают «трансхроматические» яйца алого цвета, которые светлеют и поднимаются к поверхности воды по мере развития эмбриона. Помимо новых видов, художница представила мутировавшие органы морских животных: желудок «пластиворов», способный переваривать пластик, или «нефтепочки», выводящие вредные вещества, порождаемые пластиком. Наконец, Йолдас показывает пластиковый пляж постбиологического мира, в котором уже нет человека, но повсюду слышится его эхо.
Личность
Виктория Бутакова