Кто включил «Радугу»?
Это был один из самых грандиозных (и опасных!) экспериментов в истории электротехники. Медный купол резонатора при включении установки покрывался морем бушующих молний длиной в десятки метров, а гром был слышен в радиусе двадцати километров. Издали казалось, что вокруг экрана резонатора пылает огромный ослепительный шар, а на окрестных улицах прохожие с мистическим страхом разглядывали снопы искр между своими ногами и землей. Множество грузовых и пассажирских экипажей носилось, сталкиваясь из-за понесших коней, получающих непрерывные болезненные уколы через железные подковы. На всех металлических предметах в округе тихо жужжало статическое электричество в виде огней святого Эльма.
А в нескольких километрах от места действия была продемонстрирована конечная цель опытов по беспроводной передаче энергии. В присутствии многочисленных свидетелей, акционеров предприятия Теслы, загорелись батареи из сотен электрических лампочек. Один их контакт был заземлен, а второй соединялся с пластиной «воздушно-эфирного резонатора», играющего роль одной из обкладок конденсатора.
Вторую башню изобретатель намеревался построить у Ниагарской гидроэлектростанции. Именно она первой в мире была оснащена генераторами переменного тока конструкции Теслы, и автор получил крупный пакет акций Ниагарской электротехнической компании. Тесла горячо убеждал спонсоров-акционеров в необходимости новых вложений, однако бум радиосвязи и неприятные побочные эффекты эксплуатации «глобальных эфирных резонаторов» привели к «бунту акционеров». Американские дельцы поставили изобретателю ультиматум: или он полностью переключается на радиотехнические исследования и строит линии радиопередач, или они начинают процедуру банкротства его компании. Несмотря на то, что Тесла построил целый ряд моделей радиопередатчиков и радиоприемников несколько раньше Маркони (который только в декабре 1900 года установил трансатлантическую связь между Англией и Канадой), изобретатель самым решительным образом отверг выставленные ему условия. Разразился скандал, и все амбициозные проекты Теслы потеряли финансирование.
После фиаско с «Глобальными эфирными резонаторами» Тесла всецело переключился на исследования трансформаторов и катушек индуктивности — впоследствии они стали называться его именем. В это же время изобретатель продолжал совершенствовать свои генераторы переменного тока. Но проходят годы, и мысли его все чаще возвращаются к Башне глобального эфирного резонатора — самой знаменитой его конструкции. После долгих переговоров Тесле удается заключить соглашение об аренде военным министерством зданий и сооружений у своей бывшей компании. Что же собирался делать Тесла со своим «потрясателем электрического эфира»? Увы, здесь нам придется ступить на зыбкую почву догадок. Дело в том, что все документы, связанные с этим периодом деятельности экспериментатора, до сих пор составляют государственную тайну США.
Более или менее достоверно известно, что в предвоенные годы Тесла начал работать над секретными проектами для американского военно-морского ведомства. Сюда входила и беспроводная передача энергии для поражения противника, и создание загадочного «резонансного оружия». В печать попала только информация о том, что Тесла создал очень емкие воздушные конденсаторы, заряжая которые до напряжения в несколько десятков тысяч вольт, он при разряде получал мощное дециметровое излучение. При этом он варьировал напряжение пробоя искрового промежутка, изменяя течение разряда и мощный импульсный ток первичной обмотки, создавая СВЧ-радиоволны.
Долгое время Тесла жил отшельником на своем ранчо в Техасе, занимаясь никому не известными делами. Однако его неугомонная натура не могла обходиться без масштабных задач, и с 1936 по 1942 год он принимал участие в проекте Управления ВМС «Радуга», закончившемся загадочным Филадельфийским экспериментом.
Если еще раз оценить творчество изобретателя между двумя войнами, то «почти официальная гипотеза» о том, что американский военный флот провел эксперимент по невидимости корабля для радаров, приобретает совершенно новое звучание. Особенно сомнительно выглядит создание на эсминце «Элдридж» (с помощью генераторов Тесла) некоего экранирующего «электромагнитного пузыря», способного рассеивать излучение вражеских радаров. Еще больше вопросов вызывает дальнейший ход эксперимента, когда корабль стал полностью невидим в оптическом диапазоне, а потом якобы неожиданно возник на рейде Норфолка, удаленного от Филадельфии на десятки километров. Общеизвестно, как трагически закончился эксперимент для экипажа «Элдриджа». Если исключить явные несуразицы вроде «молекулярного перемешивания» металла корпуса и человеческих тел, произошло примерно следующее: члены судовой команды полностью потеряли ориентацию во времени и пространстве, они не могли передвигаться, не опираясь на стены, а их психика была травмирована каким-то шоковым стрессом, переходящим в состоянии неизбывного ужаса. Впоследствии, после длительной реабилитации, все члены команды были сначала списаны на берег, а затем и вовсе уволены из ВМС с диагнозами «психопатия», «психическая неуравновешенность», «склонность к психопатологии».
Так вроде бы бесславно завершился проект «Радуга». Впрочем, так ли уж бесславно и действительно ли завершился? Ясно одно – в условиях военного времени контрразведка ВМС не только сделала все, чтобы максимально засекретить все касающееся эксперимента, но и провела широкие отвлекающие мероприятия по дезинформации.
История научных исследований достоверно свидетельствует: как только появляется новое оружие или метод разведки, тут же возникают и соответствующие «антиустройства». История создания радаров здесь не исключение, ведь серьезное изучение проблемы «радионевидимости» началось еще в начале 30-х годов прошлого века. Обычно историки науки упоминают физиков-экспериментаторов Джона Хатчисона (John Hutchison) и Эмиля Куртенхауэра (Emile Kurtenhauer) из Чикагского университета. Их исследования сводились к однотипным экспериментам по прохождению радиоволн между пластинами конденсатора через распыляемую воздушную взвесь капелек воды — модель тумана. Эти нехитрые опыты почему-то сильно заинтересовали Теслу: после недолгих переговоров был создан своеобразный творческий коллектив, причем вектор экспериментов резко поменялся. Теперь исследовалось направленное (!) воздействие на морской туман сверхмощного излучения различных конструкций катушек Тесла.
В 1933 году в Принстоне был создан знаменитый Институт передовых исследований (Institute for Advanced Study, IAS). Одной из целей Института было трудоустройство многих блестящих ученых, бежавших из нацистской Германии. А некоторые газеты прямо писали, что он создавался «под крупную утечку мозгов из Европы» и даже специально «под Эйнштейна». Действительно, в то время уже слышался гул близкой войны, и из Германии по разным каналам тайно перевезли многих ученых, в основном евреев. Создание этого исследовательского центра, безусловно, следует считать одной из самых выгодных инвестиций Американского правительства. Состоялось то, смысла чего никак не могут понять наши сегодняшние политики – вложение крупных средств в интеллект…
Именно таким образом, в соответствии с одной из версий, выдающиеся теоретики из числа ученых Института – Альберт Эйнштейн и его коллега Джон фон Нейман – попали в «неформальную творческую команду» по исследованию электромагнитной проницаемости различных сред. Хотя какие-либо их публикации того периода, касающиеся «радионевидимости», неизвестны, сам факт объединения их в рамках одной научно-исследовательской темы под руководством Теслы говорил бы о многом. Если принять эту гипотезу, ученым вскоре удалось обнаружить какие-то важные эффекты, крайне заинтересовавшие военное ведомство. Ведь проект засекретили (впоследствии статус секретности неоднократно повышался!), и он попал под эгиду ВМС, получив кодовое название «Радуга V». Первые отчетные показательные опыты были запланированы на лето 1940 года, когда на базе ВМС в Бруклине в присутствии «Принстонской группы» и высших чинов ВМС состоялся некий полномасштабный эксперимент. Для его проведения был выбран безымянный списанный корабль береговой охраны без людей на борту. При проведении испытаний энергетическую систему судна подключили с помощью протяженных силовых кабелей к береговой электростанции (по другим сведениям, использовались дизельные электрогенераторы других кораблей).
Вообще, плотную завесу секретности над «Филадельфийским экспериментом» можно попытаться приоткрыть несколько неожиданным образом. Для этого надо проанализировать узкую специализацию участвующих в проекте ученых. К примеру, одним из активных участников и руководителем целого направления «дегауссизации», то есть активного размагничивания, был магнитофизик Таунсенд Браун (Townsend Brown). Известно, что он долго специализировался на магнитных и вибрационных минах. Его группа разрабатывала методы защиты от магнитных взрывателей мин стального корпуса путем применения внутри него мощных электромагнитов. Дегауссизация предлагала нейтрализацию магнитного поля корабля таким образом, чтобы даже самая чувствительная мина его «не заметила». Конечно же, это требовало тщательных измерений магнитного поля каждого корабля. И хотя «магнитная паспортизация» корпуса проводилась один раз после спуска судна на воду, в проекте «Радуга» специалисты Таунсенда проводили свои процедуры постоянно и многократно. Это могло означать только одно – на эсминце использовалось какое-то загадочное экспериментальное оборудование, вызывающее интенсивные блуждающие токи, намагничивающее корпус. Естественно, сильно намагниченный корпус вносил разлад в показания измерительных и навигационных приборов, и его надо было все время размагничивать. Ведь магнитных мин в Филадельфийских доках явно не было!
К моменту вступления США во Вторую мировую войну команда Теслы добилась настолько впечатляющих успехов, что для проекта «Радуга» был выделен новенький эсминец «Элдридж». Записи изменения метрической тоннажности корабля свидетельствуют, что на нем было смонтировано несколько тонн секретного экспериментального оборудования, куда наверняка входили всяческие знаменитые генераторы и катушки Тесла.
Однако именно на этом этапе пошли разговоры о том, что директор проекта (!) саботирует дальнейший ход исследований. Тесла действительно категорически возражал против следующего этапа опытов с полной командой на борту эсминца. Сейчас иногда можно услышать, что постоянное нахождение вблизи мощных электрических разрядов выработало у Теслы мистическую способность предвидеть неким «внутренним взором» будущее действие своих изобретений. Но мы-то знаем, насколько смехотворны такие допущения! Достаточно вспомнить воздействие «Глобального эфирного резонатора» на окружающих, чтобы понять, откуда Тесла знал, что душевное и физическое состояние экипажа «Элдриджа» обязательно подвергнется серьезному испытанию. Единственный достойный выход из создавшегося положения был в отступлении на исходные позиции и множественном повторении опытов с «биологическим фактором». Вполне возможно, что в обычное время после долгих скрупулезных согласований и внесения необходимых изменений так бы и поступили все заинтересованные стороны. Но не в самый разгар жесточайшей войны в истории человечества!
Руководство УВМС, вначале посчитавшее требования Теслы очередным чудачеством, быстро убедилось в серьезности его намерений. Разразился грандиозный скандал, в ходе которого Тесле пришлось выслушать обвинения в «сознательном саботаже важнейших оборонных исследований», караемом со всей строгостью законов военного времени. Тесле припомнили все его заявления о связи с инопланетной цивилизацией (сигналы которой он «чувствует всякий раз, когда на небе появляется Марс»), и его «путешествия по эфирной оболочке Земли» (где он общался с астральными тенями иных существ), и прочие эксцентричные высказывания и поступки. Перед изобретателям явственно замаячил приемный покой психиатрической лечебницы…. Надо отдать должное твердости духа и мужеству Теслы, который, стойко выслушал все и не подписав ни одного распоряжения о продолжении экспериментов, лег в госпиталь с диагнозом «нервная горячка вследствие переутомления».
Между тем администрации УВМС удалось договориться с научным руководителем проекта Фон Нейманом, который никогда особо не ладил с Теслой. Фон Нейман был блестящим ученым, но как руководитель и администратор предпочитал прислушиваться к мнению выше стоящих, а не к доводам собственного разума. Его назначили директором проекта, и новый руководитель с большим энтузиазмом принялся за дело, начав интенсивную подготовку к серии решающих опытов.
Тесла скончался в январе 1943 года, и уже ничто не могло остановить исследования «действия фактора-Х на биологическую среду». Есть версия, что незадолго до своей смерти Тесла отправил несколько писем в самые высокие инстанции, где аргументировано доказывал необходимость немедленного прекращения подготовки к заключительному этапу «Филадельфийского эксперимента». Так ли это – сказать трудно, ведь сразу после смерти изобретателя ФБР конфисковало весь его архив, включая личные бумаги и письма. А уже через день доктор Джон Трамп (John Trump), руководивший Национальным комитетом обороны, выступил с заявлением о результатах экспертного исследования наследия Теслы: «эти записи спекулятивны и умозрительны, они носят исключительно философский характер и не подразумевают никаких принципов или методов их реализации». Большинство дневников и рукописей Николы Теслы исчезло при невыясненных обстоятельствах.
Личность
Олег Фейгин
-
Тайное мировое правительство зажало материалы Теслы до тех времён, пока не закончатся нефть и газ . А когда закончатся, с его разработками они опять останутся на самом верху...