Конан Дойль и духи
Один раз в качестве задания сэр Артур был отправлен на ночевку в «дом с привидениями», где уже на вторую ночь зафиксировал странные звуки, словно бы кто-то бил палкой по столу. Установить источник звука не удалось. Спустя несколько лет в саду дома нашли останки ребенка…
Кстати, именно со «стука палкой» берет свое начало спиритуализм как «мировая религия». Речь идет о случае сестер Фокс, описанном Конан Дойлем в его огромной «Истории спиритизма» (1926). В 1848 году, когда будущего апостола новой веры еще даже в проекте не было, канадский фермер Джон Фокс переселился в маленький город Хайдсвиль на севере штата Нью-Йорк. Вместе с ним переехали жена и две дочери, 14-летняя Маргарет и 11-летняя Кейт. Через несколько дней после новоселья начали происходить странные вещи. Стуки не давали семье спать, чьи-то холодные руки гладили новых жильцов во сне, с девочек по ночам стаскивали одеяла. Когда стали простукивать стены, одна из них «ответила»: на три стука – одним. Кейт хлопнула в ладоши – раздался хлопок в ответ. Произошел контакт. У «духа» спросили, сколько лет дочерям. Он ответил правильно, и началось «перестукивание». Сбежались соседи, приехал бургомистр, составил акт: о том, что да – стучит, да – общается, да – непонятно что. В ходе «общения» установили, что на связь вышел дух торговца, который был ограблен, убил и зарыт в подвале нового дома семьи Фокс. Через некоторое время были обнаружены и кости.
Родители девочек моментально смекнули, что к чему, и начали делать деньги. В сестрах признали медиумов и начали возить их с платными демонстрациями по всей стране. Народ, как сейчас говорят, «ломанулся», а девочки превратились в настоящих «поп-звезд». Общественное мнение разделилось. Одни считали медиумов шарлатанами, другие – и среди них было много уважаемых и образованных людей – утверждали, что Кейт и Маргарет действительно помогали им общаться с душами покойных родственников. С одной стороны, сестры Фокс на сеансах выкладывали подробности, о которых могли знать только близкие умерших. С другой – когда вызывали души знаменитостей, те порой демонстрировали вопиющую безграмотность: дух Франклина, например, не разбирался в физике.
За связь с родственниками щедро платили, и медиумы начали «плодиться, как кролики весной». Уже в 1855 году стала выходить первая спиритуалистическая газета «Йоркширский листок», а к 1859-му, когда родился сэр Артур Конан Дойль, миллионы последователей спиритуализма появились во всем мире, не исключая Великобританию. Королева Виктория тоже была замечена за столоверчением. Параллельно начались скандалы с разоблачением медиумов, но это никак не влияло на убежденность масс. Даже когда в 1888 году сестры Фокс признались, что вся история была сплошным надувательством, адептов новой религии это уже не могло поколебать. Кейт и Маргарет скончались от алкоголизма в возрасте 56 и 59 лет соответственно. Их смерть как раз совпадает со вступлением Конан Дойля в Общество психических исследований.
Свои первые спиритические сеансы Конан Дойль посещал, еще будучи практикующим врачом, в 1885–1888 годах. Тогда это были только модные развлечения, способ скоротать вечер с друзьями. Сложно найти ту грань, которая отделяет «духовный крикет» от пламенной веры. Более или менее четким водоразделом может служить Первая мировая война, в которой миллионы людей потеряли своих близких. Спиритуализм же давал им возможность общаться с погибшими и после их смерти. Мировая бойня унесла жизнь и старшего сына сэра Артура: в 1916 году Кингсли Дойль был тяжело ранен в битве на Сомме, а в 1918-м скончался от пневмонии.
Через несколько месяцев после ранения сына создатель Холмса публично объявил о своей приверженности спиритуалистическому учению. «Или абсолютное безумие, или переворот в религиозной мысли – переворот, дающий нам бесконечное утешение, когда те, кто дорог нам, уходят за завесу мрака», – писал неофит в своей программой статье в журнале «Лайт».
«Благодаря» войне спиритуализм переживает второе рождение, из модного течения превращаясь практически в религию. Во главе новой волны – сэр Артур Конан Дойль. Уже на следующий 1917 год готовится выход его программной книги «Новое откровение» – что, кстати, не мешает ему писать новые рассказы о Холмсе, полные логики и здравого смысла. Конан Дойль вовсе не превратился в городского сумасшедшего – он продолжает много печататься, заниматься спортом и политикой, встречаться с генералами и дружить со «звездами». Свет воспринял его причуды снисходительно. Конан Дойль же к своей «миссии» относился со всей серьезностью: с 1918 года им было написано и издано за свой счет свыше 20 книг о спиритуализме, написано более 200 статей. За последние 12 лет жизни Конан Дойль объездил с лекциями полмира, включая Австралию, США, Канаду и Скандинавию. Все прибыли от «гастролей» шли в пользу Церкви спиритуализма. Более того, писатель без счета тратил на пропаганду своей веры и собственные средства – в сумме свыше 250 тысяч фунтов, что в пересчете на современные деньги равняется 7,5 миллиона фунтов (это почти полмиллиарда рублей).
В продвижение каких идей были вложены такие огромные деньги? В «Новом откровении» Конан Дойль, ни много ни мало, пытается примирить науку и религию, доказать бессмертие души с помощью эксперимента. Мыслящий человек не может верить в сказки об Адаме и Еве, он верит в эволюцию. Для Конан Дойля нет противоречия между эволюцией и «тем светом», это все звенья одной цепи. Бог бесконечно далеко, Христос был выдающимся медиумом, а после смерти нас ждет рай, куда попадут все. Одни напрямую, другие через чистилище, которое, впрочем, есть лишь разновидность школы, а не пыточная. Ада не существует. Переход и смерть – легки и приятны; после них человек получает новое «духовное» тело и живет в нем вечно (в возможность переселения душ и второго рождения доктор Дойль уверует перед самой смертью). Вообще, «тот свет» по Конан Дойлю напоминает хороший британский санаторий: души гуляют, занимаются любимым делом, курят, выпивают и играют в крикет. Особенность подхода в том, что все описания «лучшего мира» не взяты с потолка, а получены на многочисленных спиритических сеансах, в ходе которых Конан Дойль подробно «допрашивал духов». Все происходило при свидетелях и фиксировалось на фотопленку. Такой метод Конан Дойль считал вполне научным. Он не уставал подчеркивать, что правота его учения базируется на идентичности почти всех «показаний» духов. А о «собеседниках», которые на спиритических сеансах несут ерунду, доктор Дойль говорил: «Некоторые дураками рождаются, дураками умирают, дураками же и остаются после смерти».
Теперь Конан Дойль устраивал спиритические сеансы почти каждый день. Общался с погибшим сыном и писателями, уже покинувшими свет, например, Уайльдом и Диккенсом. На удивление, «сильнейшим медиумом» оказалась его вторая супруга Джин Леки, которая полностью разделяла увлечение мужа спиритизмом. Дух первой жены Конан Дойля почему-то сразу перестал к нему приходить…
В 1922 году 63-летний сэр Артур опубликовал фолиант под названием «Визит фей». В нем автор признавался, что уверовал в еще одну неопровержимую истину – существование «маленького народца». И снова сугубо на основе неопровержимых доказательств! На этот раз по Великобритании уже пошли слухи о том, что «патриарх выжил из ума». Но Конан Дойль до конца дней оставался махровым прагматиком – другое дело, что доказательную базу он сооружал, не всегда проверив все исходные данные… Скажем так: он хотел верить, и поэтому верил легко, но не во все подряд – только в призраков и фей, ведь явления тех и других были подтверждены фотоснимками и свидетелями. Не могут же порядочные граждане открыто врать и фальсифицировать улики! Конан Дойль доверял людям как мальчишка, до смерти не утративший романтической веры в идеалы… История «фей из Коттингли», наверное, самая наивная и самая громкая мистификация начала ХХ века. Сегодня очевидно, что фигурки фей на фотографиях 16-летней Элси Райт и ее 10-летней кузины Френсис Гриффитс вырезаны из книжки. Две школьницы решили пошутить, а множество взрослых мужчин с учеными степенями им поверило. Конан Дойль оставался убежденным в подлинности фотоснимков с феями до самой смерти.
Фото были сделаны сестрами летом 1917 года. Родители девочек не придали снимкам никакого значения, ведь старшая – Элси – занималась в фотостудии и даже на заказ «фальсифицировала» фотографии. Но к 1919 году карточки дошли до теософских и спиритических кругов и уже там попались на глаза Конан Дойлю. Он написал маленькую заметку о фотографиях фей в популярном журнале – всего лишь как о забавном казусе, над которым можно посмеяться. Потом, по мере появления новых снимков, проведения экспертиз и отчетов медиумов, которые съездили в Коттингли и «увидели» «маленький народец», Конан Дойль изменил свое мнение. Он послал девочкам пронумерованные фотопластины и попросил их сфотографировать фей снова. Что девочки и сделали. Тогда сэр Артур уверовал окончательно и сел за книгу.
Сегодня это, скорее, книга-сказка, но Конан Дойль писал серьезное научное исследование, с морем свидетельских показаний, фотографий и описаний нравов таинственных существ. Книга изобилует подробностями о том, как феи принимают солнечные ванны, катаются на насекомых, делают модные стрижки и вообще живут жизнью, очень похожей на человеческую. Единственное, по поводу чего сокрушается автор, так это то, что контакт цивилизации людей и фейри может сильно навредить последним.
Но позвольте, ведь феи и призраки – явления абсолютно разные! И тут мы приближаемся к той картине мира, которая сложилась в голове у Конан Дойля. Он был совершенно рациональный человек, без какого-либо налета мистики. Феи и загробная жизнь для него – доказанные наукой и зафиксированные приборами явления. Значит, это явления того же ряда, что и самолет, который летает по небу, и лупа, которая прожигает бумагу. Это не колдовство и не мошенничество. Другое дело – Конан Дойль был излишне доверчив, а наука в начале ХХ века, особенно в плане приборов, ответственных за фиксирование реальности, оставляла широкое поля для фальсификации. Чем многие и пользовались.
Френсис Гриффитс умерла в 1986 году, Элси пережила ее на два года. Перед смертью она призналась, что «шутка была рассчитана на пару часов, а продержалась 70 лет».
Конан Дойль скончался в 1930-м. На церемонию прощания были приглашены несколько медиумов, которые под конец мероприятия объявили: «Он здесь». Все взгляды устремились на пустое кресло, отведенное для сэра Артура. И все уверовали, что он вернулся.
Перед смертью Конан Дойль выпустил книгу «Воспоминания и приключения», в которой спиритуализму отведена только последняя маленькая главка под названием «Психические изыскания». Но в этом нет ничего удивительного – ведь если вы, допустим, верите в бога, то не отведете же под это половину своих мемуаров? Спиритуализм стал для великого писателя чем-то естественным, само собой разумеющимся. Может быть, поэтому он и не боялся смерти, так как твердо знал, что сразу после нее сможет вернуться назад, поговорить с женой и детьми, а после отправиться играть в крикет в небесный британский санаторий.
Личность
Сергей Шклюдов