Проектированием
АПЛ четвертого поколения Советский Союз озаботился еще в 1977 году, практически
одновременно с США. Предыдущее поколение субмарин было представлено десятком
вариантов на любой вкус, но, как известно, «больше» – не значит «лучше»:
затраты на эксплуатацию и ремонт превышали допустимые нормы, поэтому весь «парк»
было решено заменить многоцелевыми подлодками, охватывающими максимально
широкий круг боевых задач. Честь заняться проектированием новой АПЛ выпала
ленинградскому конструкторскому бюро «Малахит», уже имевшему опыт создания
подобных машин. Однако проект, получивший название «Ясень» и начатый в конце
70-х, удалось закончить лишь к 1991 году – не самому простому в истории
страны, – что вынудило отсрочить его воплощение в жизнь еще на пару лет. В
итоге головная субмарина была заложена только к декабрю 1993-го в
Северодвинске, в честь которого и была названа. 17 лет потребовалось на
разработку «идеального убийцы» и еще четыре года – на проведение
испытаний, прежде чем «Северодвинск» был принят на службу в Военно-морской флот
России.
ПОКА СУБМАРИНА находилась на стадии постройки, за стенами верфи накалялись страсти:
так как почти вся информация о «Северодвинске» держалась в секрете, а
телевизионщиков в цех не пускали, в прессе то и дело появлялись материалы,
основанные на смутных догадках и предположениях. И вот пять лет назад
таинственную подлодку наконец-то явили миру. Зарубежные эксперты тут же
заявили, что «Северодвинск» станет «чудо-оружием XXI века», – и у них был реальный
повод так считать.
К-560 «Северодвинск»
- Страна – Российская
Федерация
- Тип – многоцелевая АПЛ
- Подводное водоизмещение –
13 800 т
- Длина – 119 м
- Предельная глубина
погружения – 600 м
- Максимальная скорость –
31 узел (около 57 км/ч)
- Экипаж – 90 человек
ВСЕ ПРЕДШЕСТВЕННИЦЫ «Северодвинска» были изготовлены по «принципу бутерброда»: над
основным прочным корпусом подлодки располагался еще один легкий корпус, а между
ними находилась «прослойка» из балластных цистерн. Верхний слой этой оболочки
сильно вибрировал во время движения субмарины и издавал шум на низких частотах,
что позволяло радарам довольно легко обнаружить подлодку. «Северодвинск» же
изготовили по комбинированной схеме: легкий корпус покрывает только носовую
часть основного и имеет прорезиненное покрытие, что делает движение более
тихим. Добавим к этому ядерный реактор четвертого поколения, в котором
отсутствуют насосы, отказ от гребного винта (а значит, и редуктора с зубчатыми
шестернями, который в предыдущих версиях понижал частоту вращения турбины и
издавал довольно громкий шум, – в «Ясенях» он заменен электромотором) и
систему снижения собственных шумов, которой оснащены все механизмы
подлодки, – и получим супертихую и практически неуязвимую для радаров
атомную субмарину.
ВСЮ НОСОВУЮ ЧАСТЬ «Северодвинска» занимает гидроакустическая антенна, на которой
расположены высокочувствительные гидрофоны. Чтобы как можно быстрее обнаружить
противника, подлодка оснащена еще и буксируемой гидроакустической антенной,
которую можно выпускать на 200 м и на которую также могут быть прикреплены
гидрофоны. В корпусе лодки находится восемь универсальных вертикальных пусковых
установок – по три шахты в каждой, в них размещаются сверхзвуковые
крылатые ракеты (в том числе и отечественные, дальность полета которых составляет
до 3000 км). Кроме того, на борту есть торпедные аппараты, расположенные за
отсеком центрального поста, – с их помощью можно стрелять универсальными
самонаводящимися торпедами, ориентирующимися по шумам или следу на воде, и
ставить мины.
«Ясень» не ответил мне
На сегодняшний день проект
«Ясень» представлен в ВМФ России только «Северодвинском». Еще четыре подлодки,
названные в честь крупных российских городов – «Казань», «Новосибирск»,
«Красноярск» и «Архангельск», находятся в процессе постройки и будут
изготовлены по обновленному проекту «Ясень-М». Представители «Малахита»
объясняют, что «М» значит «модернизированный», и что подлодки будут отличаться
от «Северодвинска» более совершенным радиоэлектронным вооружением и еще большей
бесшумностью. Остальные данные держатся в строгом секрете. Предположительно
«Казань» и «Новосибирск» будут переданы флоту в 2017 году. Кроме того,
генеральный директор «Севмаша» в одном из интервью упомянул, что в 2016 году
будет заложена седьмая (шестая, вероятно, тоже подразумевается) – и
последняя АПЛ, представляющая серию «Ясеней».
ГЛАВНЫМ СОПЕРНИКОМ в гонке военно-морских вооружений для России по-прежнему остаются
США. Лучшей атомной подлодкой XX
века многие источники называют именно американскую субмарину Seawolf («Морской волк») одноименного
класса, проект которой начал разрабатываться в 1980-е годы, когда напряженность
в отношениях сверхдержав достигла пика. Именно с «Морским волком» принято
сравнивать «Северодвинск», хотя вообще «волки» стали разрабатываться как ответ
на выпуск Советским Союзом лодок типа «Щука-Б» – тоже многоцелевых и тоже
разработанных ленинградским «Малахитом», – во время «холодной войны».
Итак, насчет того, что Seawolf –
лучшая подлодка столетия, еще можно поспорить, но вот в тройке самых дорогих
она уверенно лидирует: в $3,5 млрд обошелся «Морской волк» американскому
государству и его налогоплательщикам.
SSN-21 USS Seawolf
КОРПУС «МОРСКОГО ВОЛКА» имеет специальное акустическое покрытие изнутри и
снаружи, которое помогает не выпускать наружу собственные шумы субмарины и
поглощать импульсы вражеских гидролокаторов. Ходят слухи даже, будто Seawolf напичкан приборами,
преобразующими акустическое поле подлодки и помогающими ему сливаться с фоновым
шумом океана. Как и «Северодвинск», Seawolf бесшумен, но очень чувствителен к
сторонним звукам – правда, в отличие от российской АПЛ, у него на
вооружении целых семь акустических антенн, умеющих не только обнаруживать,
классифицировать и отслеживать до 1800 акустических контактов, но и посылать
эти данные автоматической системе боевого управления (АСБУ), которая в свою
очередь определяет координаты цели и дает сигнал «Пли!». А палить есть чем: на
своем борту «Морской волк» несет 50 торпед, крылатые противокорабельные ракеты
«Гарпун» с дальностью стрельбы до 220 км, а также мины.
ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПРАВИТЕЛЬСТВО планировало запустить линейку из 20 субмарин класса Seawolf, но в конце концов ограничилось
всего тремя: это были собственно Seawolf, Connecticut и Jimmy Carter – все они до сих пор в строю,
но последним двум так и не удалось затмить головную лодку проекта. А для того,
чтобы как-то возместить недостаток подлодок, в срочном порядке был начат проект
субмарины «Вирджиния» – с теми же технологиями на борту, что и «волк», но
чуть более компактной и в два раза более дешевой.
SSN-774 USS Virginia
«ВИРДЖИНИЯ» – универсальный
солдат: она справляется и с работой на большой глубине, и с прибрежными
операциями (на борту есть помещения для диверсантов и боевых пловцов и
мини-подлодка, способная доставить их на расстояние до 200 км). Кроме того, это
первая в мировой практике АПЛ, чей атомный реактор не требует перезарядки на
протяжении всей «жизни» субмарины – вплоть до самой утилизации. Впрочем,
на этом новаторские «фишки» не заканчиваются: для «Вирджинии» характерна система
изолированных палуб, системы управления атомоходами оснащены «тачскринами», а
руководить погружением можно с помощью четырехкнопочного джойстика. Плюс
глушащие звуки и сигналы покрытия, позволяющие «Вирджинии» быть почти такой же
бесшумной, как «Морской волк». Плюс система C3I (Command, Control,
Communication and Intelligence – Управление, Контроль, Связь и Разведка),
объединяющая все средства управления подводным судном. На сегодняшний день
класс «Вирджиния» представляют пять подлодок: кроме головной модели, это
«Техас», «Гавайи», «Северная Каролина» и «Нью-Хэмпшир». И военно-морской флот
США в ближайшие 20 лет планирует пополниться еще десятком.
КИТАЙ СТАРАЕТСЯ не отставать, хотя пока подлодкам «made in China» трудно тягаться с
субмаринами соперников: стратегические ракетоносцы типа «Цзинь» и многоцелевые
АПЛ типа «Шань» пока что представляют лишь второе поколение подводных лодок.
ПРОЕКТЫ «ШАНЬ» и «ЦЗИНЬ» были запущены в середине 1980-х годов, но в
течение десяти лет практически стояли на месте. Существуют предположения, что в
разработке и той, и другой подлодки Китаю помогал Советский Союз – а
именно конструкторское бюро «Рубин», специализирующееся на проектировании
атомных субмарин. Эксперты утверждают, что советские инженеры почти наверняка приложили
руку к снижению шумов силовой установки, а также разрабатывали средства
акустического противодействия и конструирование корпусов обеих подлодок:
«Цзинь» и «Шань» очень похожи внешне.
Цзинь 晋级潜艇
ПЕРВАЯ ЛОДКА ТИПА «ЦЗИНЬ» была спущена на воду в 2004 году, а вторая –
в 2007-м, и обе прошли испытания без реального запуска баллистических ракет.
Сегодня «Цзинь» способна нести на борту 12 ракет с дальностью полета до 8000
км, но в открытых источниках есть информация, что в планах китайских
машиностроителей увеличение емкости субмарины, чтобы она могла перевозить 20
ракет. Кроме того, Китаю нужно как минимум шесть «Цзиней», чтобы одна подлодка
всегда находилась в полной боевой готовности – так что мировым экспертам
еще предстоит наблюдать за развитием проекта.
ПОДЛОДКИ ТИПА «ШАНЬ» могут похвастаться широким «кругозором»: три боковые
гидроакустические станции расположены на них так, чтобы обеспечить круговой
обзор. А шесть торпедных аппаратов, которые могут использоваться как для
запуска противолодочных и противокорабельных торпед, так и для ракет, позволяют
сравнить эти субмарины с их американскими и российскими многоцелевыми
конкурентами.
Шань 09III 型核潜艇
В
ДАННЫЙ МОМЕНТ субмарины типа «Цзинь» еще очень далеки от российских и
американских кораблей – особенно в том, что касается бесшумности и
количества вооружения, которое они могут нести на борту. А вот лодки типа
«Шань» довольно близки к американским подлодкам третьего поколения, но пока что
находятся на несколько ступеней ниже «Вирджинии», «Морского волка» и
«Северодвинска». Однако для китайского военно-морского флота это все-таки
большой шаг в развитии подводных сил страны – особенно по сравнению с их
АПЛ первого поколения.