Всегда зеленее
«Да каждой травинке здесь надо выдавать медаль за личное мужество!» – пока мы идем вдоль свежезасеянного и пахнущего зеленью поля, главный агроном стадиона «Петровский» Наталья Беликова рассказывает о «страданиях», выпадающих на долю футбольной травы. 95 к 5 – в таком соотношении песка и обедненного грунта приходится существовать растениям. Песок дает хороший отскок мяча. Кроме того, делать крен в сторону органики – значит во время дождя превратить поле в болото. А сквозь песочный фильтр вода уходит хорошо, равно как и все минеральные удобрения, которыми поливают зелень. Поэтому почти всегда трава – на голодном пайке.
Классическое правило классического газона – после посева год на него не должна ступать нога человека. На стадионе не выдерживают и недели. По словам агронома «Петровского», в этом году прямоугольник размером 110 на 75 метров засеивали уже несколько раз – практически после каждого матча. На это уходит около 500 кг семян за раз.
Буквально пару десятков лет назад фаворитом большинства агрономов спортивных полей был многолетний злак – луговой мятлик. Он образует красивый травостой, покоряет своей неприхотливостью, отлично переносит низкую стрижку и стойко переживает северные зимы. Однако мятлик медленно всходит и образует хорошую дернину лишь на второй год. Поэтому сейчас на стадионах переходят на смеси. Их составляют исходя из технических характеристик арены и, конечно, климата. На «Петровском» тот же мятлик «разбавляют» овсяницей красной и райграсом пастбищным. Они компенсируют некоторые минусы мятлика. Овсяница отличается высокой энергией побегообразования и полностью формируется к концу первого года вегетации. Райграс дружно всходит – качество для оперативного ремонта поля между играми просто незаменимое.
В России семена спортивной селекции не производят. В нашей стране вообще с газонной травой как-то не сложилось. Старожилы киевского «Динамо» вспоминают, как вплоть до 1997 года лучшие луговые травы на семенных станциях доставали по бартеру – выменивали на бывшую в употреблении футбольную форму. Ныне зелень везут из Дании, Голландии, Германии. Там же устраивают ей стресс-тесты. На специальных плантациях молодую поросль испытывают на прочность и стойкость характера специальными устройствами, имитирующими игру, солями и химическими реагентами.
Искусственная трава жестче, но выносливей
Однако хорошее поле – это не просто зеленая лужайка. Качественный газон помогает футболистам продемонстрировать красивую и техничную игру, поэтому к нему предъявляется ряд особых – футбольных – требований. Отскок мяча – показатель столь важный, что его даже замеряют перед игрой. Правильный отскок сможет дать только правильный грунт. Например, на чересчур мягком и влажном поле мяч высоко не прыгнет. Излишняя вода на арене – первый тормоз на пути хорошей передачи. Она снижает скорость футбольного снаряда, а лужа и вовсе может погасить его прыть. Впрочем, всего должно быть в меру. По мокрой траве мяч скользит лучше. Иногда перед матчем газон специально поливают. Однако это «работает» только в первом тайме, пока вода не испарится. Фактор трения также весьма значим для комфорта игрока. Поле тесно «взаимодействует» с бутсами футболистов, поэтому при развороте дернина должна удерживать ногу и не давать ей скользить. И еще одна характеристика, которая даже не нуждается в комментариях: арена должна быть ровной, с идеальным горизонтом и без кочек.
Все поля для большого футбола оборудованы обогревом. Это позволяет проводить матчи зимой и поддерживать газон в рабочем состоянии. Пионерами в этой области стали по традиции англичане. Они еще в 30-х годах – видимо, устав месить грязь на тогдашних стадионах, – начали проводить опыты по подогреву игровых площадок. В единственном в мире Сент-Айвском институте спортивных газонов были проведены десятки испытаний. На них ушло почти 20 лет, и в середине 50-х были запатентованы два способа подогрева полей: электрический и жидкостный.
СССР тоже не остался в стороне от подобных экспериментов. Правда, далеко не столь успешных. В 70-х в заполярной Воркуте построили суперсовременный стадион и оснастили его поле диковиной, неслыханной в футбольной истории страны – электрическим кабелем. Уложили под газон проволоку, опустили рубильник… и по всему городу отключился свет. Мерзлота, правда, растаяла. В завершение истории – месяца через три таких опытов поле стадиона сгорело, и на этом месте еще очень долго не могли обустроить приличный газон.
Как бы то ни было, этот способ нашел своих поклонников – тепловой кабель экономичнее, быстрее нагревается и остывает. Жидкостный подогрев действует проще – на «Петровском», как, впрочем, и на большинстве подобных сооружений, выбрали именно его. Он представляет собой систему трубопроводов, проложенных на глубине 25 см под футбольным полем и заполненных теплоносителем – раствором этиленгликоля. В результате при подогреве над почвой образуется тепловая воздушная подушка, и мороз не причиняет вреда газону. Температура рабочего теплоносителя небольшая, в таких условиях корневая система растений вполне может существовать.
Правда, такие технические достижения человечества траве только в тягость. Она хоть и прошла жесткий селекционной отбор, но по всем законам природы зимой должна не радовать глаз сочной зеленью, а тихо отдыхать под снегом. Условия как в мартеновской печи – снизу пригревает, сверху обдает морозцем.
В общем, для травы подогрев что мачеха для Золушки. То в разгар зимы на мороз выгонит, то отравит. Этиленгликоль, содержащийся в системе подогрева, столь же ядовит для почвы, как, скажем, бензин. Работники стадиона рассказывают, что несколько раз аварии все же случались, и жидкость попадала в грунт. Тогда приходилось изымать с поля целые квадраты дернины, а почву промывать.
О натуральном игровом газоне заботятся, как о девице на выданье. К самой большой футбольной площадке мира – стадиону Первого Мая в Северной Корее приставлено более двух десятков человек. В Санкт-Петербурге поскромнее – всего шестеро. От весенних морозов газон на «Петровском» прятали под двумя неткаными покрывалами. В пасмурный день для молодой зелени устраивают инсоляцию. Для этого почти на трети поля близко к его поверхности установлены специальные передвижные лампы дополнительного дневного освещения. В общей иллюминации стадиона они не участвуют. Их цель – нести свет только на газоны и компенсировать угнетающий траву недостаток солнца.
На помощь агрономам приходит целый арсенал техники: поливочные машины, разбрызгиватели удобрений и аэраторы – приспособления для точечного рыхления почвы…
В сезон роста игровую площадку стригут почти каждый день. До 90-х годов в нашей стране траве позволяли вырастать до 5–6 см. Однако в Европе ее ровняли короче – до 3 см, и одной из проблем «наших» на еврокубках была адаптация к непривычным условиям. Теперь же у нас как на лучших стадионах Лондона и Парижа – трава не превышает 3,5 см. На «Петровском» пошли дальше – по просьбе игроков «Зенита» зелень стригут еще ниже, оставляя 2,5 см. Команда сделала ставку на атакующий стиль игры, и в таком скоростном режиме футболистам легче двигаться по коротко стриженной площадке.
Уход за натуральным газоном – дело трудоемкое и кропотливое. Потому замена естественному покрытию уже давно придумана, опробована и «обкатана». Первые успешные проекты в области применения искусственных лужаек относятся к 1964–1966 годам, когда, например, верхний натуральный слой известного техасского стадиона «Астродом» (AstroDome) был заменен на синтетический.
Искусственное покрытие уложено и на малой арене стадиона «Петровский». Запах здесь стоит более химический. Что, в общем, логично – луговой свежести от пластиковой травы ждать не приходится. Кроме того, она пожестче натуральной, и ковер более травмоопасный. Однако такой настил имеет достоинства, с лихвой перекрывающие его минусы.
Синтетика «зеленеет» круглогодично и не выгорает. Обеспечивает предсказуемый отскок мяча. Она без капризов выдерживает не только напряженные матчи, но и многочасовые тренировки команд и их дублей. Не требует столь пристального внимания, как естественное покрытие. На пластиковой траве можно устраивать даже ледовые катки, ей всё нипочем.
Постепенно полимеры стали использоваться в спорте повсеместно. На сегодняшний день существует два основных вида искусственного газона: монофиламенная трава и фибрилированная. Какой из них отдать предпочтение, каждый стадион решает для себя сам. «Петровский» остановился на первой. Она цельная и похожа на натуральную даже с расстояния в несколько шагов. В основе – полимерная нить, которая имеет уплотняющие ребра. Сочетание полиэтилена и полипропилена в монофиламенной траве придает необходимую жесткость полю, а мячу – возможность свободно скользить по нему. Фибрилированные волокна более широкие, с надрезами. Они обладают практически тем же набором качеств, что и монофиламенные, однако мягче и быстрее разрушаются.
Под искусственным покрытием скрываются слои из резиновых гранул и песка. На «Петровском» таких пластов двадцать четыре. При устройстве малой арены было использовано 100 тонн песка и 100 тонн резиновой крошки. Искусственные газоны настилаются рулонами шириной около 4 м. Полотнища склеиваются при помощи монтажной ленты, на которую наносится полиуретановый клей. Высота искусственной травы может достигать 7 см. Впрочем, ее также засыпают кварцевым песком и резиновой крошкой, оставляя на поверхности привычные 3 см.
Система подогрева
Искусственное поле, как и натуральное, имеет систему подогрева. Ее мощности хватает, чтобы зимой и в межсезонье освобождать игровую площадку ото льда, наморози и поддерживать на поверхности плюсовую температуру.
Правильный дренаж – едва ли не главная составляющая хорошей футбольной арены. Газон должен пропускать 35 литров воды в минуту на квадратный метр. Лужи на поле – верный признак «халтуры» или работников стадиона, или его строителей.
К работе с резиновым «наполнителем» газона требуется особый подход. Каждую весну на поле подсыпают почти 10 тонн крошки. Кроме того, со временем она уплотняется и перестает выполнять свои главные задачи – поднимать ворс и делать поверхность поля более упругой. Для этого в игру вступает специальный агрегат. Он, как пылесос, собирает гранулянт, пропускает через сито, задерживающее мусор, промывает и укладывает обратно на газон. Трактор, который перемещает всю эту конструкцию по полю, двигается со скоростью 4 км/ч. Он имеет облегченный вес и широкие, чуть приспущенные, практически гладкие шины. Хороший протектор в данном случае совсем не нужен и даже вреден полю.
Этот же трактор со спецнасадками выходит на газон примерно раз в неделю, чтобы «взбодрить» искусственную травку и не дать ей окончательно пасть под ногами тренирующихся. Впрочем, современные синтетические покрытия имеют функцию самовыпрямления.
Как показывает практика, на каком покрытии играть и тренироваться удобнее, зависит от личного восприятия и даже привычек игрока. В наш век заменителей, искусственных красителей и ложных фактур звезды футбола все же за «натуральность». Хотя бы в части футбольного поля.
Стадион "Уэмбли"
Первое же состязание Кубка Англии на легендарном стадионе «Уэмбли» в 1923 году запомнилось как рекордное по количеству увечий, полученных игроками именно из-за покрытия. Доходило до того, что триумфаторов выносили с поля на носилках, а почти каждый финальный матч под хруст костей завершал карьеру одного или нескольких футболистов. За 76 сыгранных на стадионе игр травмы из-за некачественного поля получили около четырех десятков спортсменов. Эти злосчастья – которые уже на официальном уровне называли «проклятием Уэмбли» – даже стали причиной изменения правил. Команды в заявки стали включать запасных игроков. Техники и агрономы «Уэмбли» десятилетиями работали над составлением газона, но он быстро превращался в один из худших на континенте из-за крайне неудачной основы всего стадиона. Спортивная арена была построена на «останках» башни и задумывалась как английский ответ произведению Эйфеля в Париже. Однако лондонский глинозем сыграл недобрую шутку вначале с башней, просевшей сразу после окончания работ, а затем и с главной ареной Туманного Альбиона.
Конец «проклятию» удалось положить только в начале XXI века, когда на месте прежнего символа футбольной Англии построили новый «Уэмбли» – четвертый по вместительности стадион в мире. По мнению специалистов, сейчас здесь газон один из лучших в мире.
Устройства для проверки характеристик футбольного поля
«Искусственный атлет»
Применение: оценка способности спортивного покрытия к поглощению удара (упругости) и устойчивости к вертикальной деформации (стабильности).
Принцип действия: имитирует движения среднестатистического игрока, датчики замеряют необходимые показатели.
Рампа
Применение: замер длины качения мяча.
Принцип действия: две ровных параллельных направляющих установлены на жесткой раме под определенным углом; мяч скатывается на покрытие, после чего измеряют расстояние, которое он преодолел.
Особенности: перед испытаниями обязательно определяют скорость ветра. Если она превышает 3,2 км/ч, то тестирование отменяется.
Измеритель высоты вертикального отскока
Применение: замер отскока мяча.
Принцип действия: мяч сбрасывают на поле с высоты 2 м (важно при этом не передать «снаряду» какой-либо импульс или вращение), аппаратура фиксирует высоту отскока, а направленные микрофоны регистрируют время между первым и вторым ударом мяча о покрытие.
«Искусственная нога»
Применение: контроль сопротивления спортивного покрытия вращению (если этот показатель чересчур высок, то суставы футболистов подвергаются дополнительным нагрузкам, если низок – газон будет скользить).
Принцип действия: «искусственная нога» под определенным давлением прижимается к поверхности покрытия и проворачивается, датчики регистрируют силу, которая необходима для начала вращения.
Симулятор естественного износа
Применение: проверка устойчивости покрытия к износу.
Принцип действия: два вращающихся цилиндра, покрытые «шипами», прокатываются по полю; каждые 10 000 оборотов из газона выбираются случайные травинки для оценки.
Читать журнал "Машины и Механизмы" здесь: http://www.21mm.ru/arkhiv/
Технологии
Анна Муравьева