Вот это поворот: как устроены аттракционы
Для чего мы ходим в парк аттракционов? Для радости, конечно, для получения позитивных эмоций. А откуда они берутся? Существует мнение, что они возникают из-за выброса адреналина, который вырабатывают надпочечники в стрессовых, опасных для жизни ситуациях. Оказывается, это не совсем верно. Адреналин сам по себе не обладает психоактивным действием, это «гормон боя» – благодаря ему учащается сердцебиение, сужаются сосуды кожи и кишечника, растет уровень тромбоцитов, предотвращая потерю крови при ранении, расщепляется больше глюкозы в мышцах, что делает их мощнее, и расширяются зрачки для более четкого зрения. Адреналин – гормон, мобилизующий организм. Но в организме есть другие гормоны – эндорфины, которые отвечают за притупление болевых ощущений, чтобы человек не умер от болевого шока при получении травмы. Выработка эндорфинов тоже увеличивается во время стресса – вместе с адреналином. А так как на аттракционе болевой шок нам не грозит, то лишние эндорфины повышают настроение, когда мы «благополучно спасаемся». Выходит, главное условие получения удовольствия – знать, что мы контролируем обстановку и нам не угрожает реальная опасность.
Первые карусели (они появились в XVIII в. во Франции) были пародией на показательные выступления всадников. Иллюстрация: Pyne Roundabout, www.thekeep.info
Инфографика: blog.raynatours.com
КОНЕЧНО, ЭТО ШУТКА, сегодня инженер вполне уверен в надежности аттракциона. Почему? Потому что в реальной жизни разработка аттракциона – техническая задача, не терпящая никакой самодеятельности, и русское «авось» здесь никак не применяется. Аттракционы проектируются не просто так, они должны соответствовать государственным стандартам: ГОСТу Р 52170-2003 «Безопасность аттракционов механизированных. Основные положения по проектированию стальных конструкций» и ГОСТу 33807-2016 «Безопасность аттракционов. Общие требования». И эти ГОСТы не какая-то сугубо отечественная разработка – они основаны на европейском стандарте ЕN 13814 «Механизмы и конструкции передвижных и стационарных парков. Безопасность» и на американском ASTM F 2291 «Стандартная практика проектирования аттракционов и других устройств для развлечений». А стандарты безопасности, как известно, – литература, написанная кровью, в ней заключен опыт безопасной эксплуатации, и несоблюдение ГОСТа чревато уголовным наказанием, то есть тюрьмой.
Поперечные перекладины не дают вывалиться. Фото: Marcelo Toso, www.500px.com
ИНЖЕНЕРЫ НТЦ «АПМ» СОЗДАЛИ компьютерную модель аттракциона и прогнали ее по всем значимым нагрузкам (собственного веса конструкции, полезной нагрузке, ветровой и снеговой и т. д.). Программа определила, что конструкция аттракциона обеспечивает весьма низкий уровень напряжений и нигде нагрузки не превышают допустимый предел. Более того, из расчетов стало ясно, как можно усовершенствовать конструкцию и уменьшить ее металлоемкость. Это был приятный сюрприз для «Волгоградских Аттракционов».
80-метровое колесо обозрения в Чикаго стало американским ответом на Эйфелеву башню. Иллюстрация: www.myelitedetail.us
КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСА получилась прочной и надежной – до самого конца (в 1906 году его разобрали) с колесом ничего не случилось. Правда, сейчас считается, что Феррис слишком уж перестраховался. Но технологии того времени не позволяли качественно оптимизировать конструкции, подвергаемые множеству знакопеременных нагрузок. А сейчас позволяют. К примеру, самое большое на данный момент колесо обозрения High Roller в Лас-Вегасе в два раза выше колеса Джорджа Ферриса – 168 м. При этом оно вращается на оси длиной 24 м и весом всего 70 т. Да, всего, ведь это столько же, сколько весила ось первого в мире колеса существенно меньшего размера. Причина такого радикального уменьшения массы становится понятна, если посмотреть на торец оси.
НО КОЛЕСА ОБОЗРЕНИЯ – аттракционы статические. Вершина проектирования аттракционов – американские горки, во многих странах носящие название «русские горки». Сейчас они далеко ушли от простых деревянных механизмов XIX века и представляют собой трехмерную конструкцию из стальных труб, на которой отдыхающие испытывают множество разнообразных перегрузок. Причем их сила растет с каждым годом – некоторые аттракционы по перегрузкам уже приближаются к тренажерам для космонавтов.
The Euthanasia Coaster. www.popperfont.net
В 2010 ГОДУ Юлионас Урбонас представил макет в масштабе 1:500 и доклад об аттракционе, на котором можно добровольно уйти из жизни. В теории изобретение подошло бы для эвтаназии или гуманной смертной казни (в реальности эвтаназия легализована пока только в некоторых штатах Америки, Нидерландах, Бельгии, Канаде и ряде других стран).
Падение в вагонетке с высоты 500 м и вход в первую из семи петель создает перегрузку в 10 g – при этом кровь отливает от головного мозга к ногам (церебральная гипоксия, кислородное голодание мозга), и человек впадает в эйфорию, а затем в обморок, из которого не выходит. Перед потерей сознания у человека перед глазами появляется «серая пелена», зрение становится черно-белым и «туннельным», так как периферийное отказывает. Теоретически уже в первой петле достигается смертельный результат, все остальные петли, по убеждению Юлионаса, нужны для полной гарантии.
Самые быстрые в мире американские горки «Формула Росса» (Абу-Даби, ОАЭ). Вагонетка аттракциона разгоняется до 240 км/ч всего лишь за 4,9 секунды. Фото: www.essentials.co.za
НА СОВРЕМЕННЫХ АТТРАКЦИОНАХ можно опасаться разве что за надлежащий монтаж и правильную эксплуатацию, ведь именно человеческая халатность – главная причина несчастных случаев. Поэтому, перед тем как посетить любой аттракцион, убедитесь, что имеется допуск на его эксплуатацию от надзорных органов. Предъявить вам его обязаны в кассе – так написано в законе. И вперед, за безопасными сильными эмоциями!
Технологии
Игорь Корнилов