Виртуальный таксопарк
Уже в октябре 2010-го эта бизнес-идея собрала 1,25 млн долларов инвестиций от различных компаний. Это было только начало. С годами количество денег, вливающихся в Uber, достигло рекордного значения. В 2011-м они получили более 48 млн, а в 2013-м один только Google инвестировал 258 млн долларов, получив кресло в совете директоров. В декабре 2014-го компания привлекла уже 1,2 млрд. Приблизительная стоимость ее активов оценивается сейчас в 41 млрд долларов.
Однако такой стремительный взлет не может пройти без препятствий. В некоторых странах, например Германии, Uber пытались законодательно запретить, потому что водители не обладают правом извоза пассажиров и страховкой на них, проще говоря, у них нет лицензии таксистов. Тем не менее, Uber в Германии работает, хотя Taxi Deutschland (что-то вроде немецкого профсоюза таксистов) и заявил, что намерен искать все возможные способы, чтобы запретить компании вести деятельность в стране.
Но проблемы в одном государстве трудно назвать неразрешимыми, особенно когда за присутствие компании на рынке выступает пользователь. Хуже, когда он говорит обратное. Такое с Uber тоже случалось: хитрый алгоритм, рассчитывающий стоимость поездки, ведет себя логично с точки зрения математики, но не всегда корректно с точки зрения человека. Например, в канун рождества в Нью-Йорке стоимость средней поездки через Uber возросла в четыре раза – ажиотаж ведь! И если эта оплошность еще простительна, то аналогичное поведение сервиса после разрушительного урагана Сэнди пользователи посчитали недопустимым. Uber обещал исправиться.
Кроме того, начались и ожидаемые проблемы с конкурентами. В 2012 году появилась компания Lyft, которая работает по схожей схеме – городское такси по низким ценам. И вот сейчас Uber и Lyft обвиняют друг друга в грязной игре: якобы первые бронируют поездки у вторых, а затем отменяют, и наоборот. Количество таких отмен, поднимающих цены и мешающих работе сервиса, может доходить до нескольких тысяч в месяц.
Но внутренние проблемы малоинтересны пользователю. Ему интересно, например, как Uber зарабатывает. На самом деле, это самая простая часть. Uber берет 20% от стоимости поездки, а, учитывая количество поездок, экономисты подсчитали, что доход компании в неделю составляет около 20 млн долларов. Конечно, из них надо вычесть налоги, технические расходы и затраты на сохранение лояльности пользователей, но цифра все равно остается внушительная. Впрочем, недооценивать риски Uber не собирается и уже всячески диверсифицирует свой бизнес. Так, были запущены тестовые грузовые перевозки, служба срочной городской доставки Uber Rush, которая использует велосипеды, и абсолютно не связанный с транспортом проект по поиску фрилансеров с почасовыми договорами.
Ключевая идея Uber не нова. Способ взаимодействия, когда пользователь и поставщик услуг минуют какую-либо промежуточную структуру, называется peer-to-peer. Например, если у вас есть газонокосилка и вы хотели бы сдать ее в аренду, вам придется либо подавать объявление, либо отказаться от затеи, потому что у компании Газонокосилкин Inc. уже давно схвачен рынок, и вряд ли вам удастся начать зарабатывать на ней. Но как только появится сервис, который объединит тысячи владельцев садового инвентаря и десятки тысяч садоводов, минуя Газонокосилкина, система заработает. Сделка заключается не между компанией и человеком, а между человеком и человеком. Аналогичным способом работает другой известный стартап – Airbnb, правда, его сферой является краткосрочная аренда жилья.
Технологии
Игорь Зубов