я могу что надо, то и могу
Ты дурак, если не восходил на Фудзияму. Но если ты был на ней дважды, ты дурак вдвойне (японская пословица)
Ким Александров
Все записи
текст

Видео с пограничья

Порой Фортуна, опровергая известное изречение об успехе как результате «10% таланта и 90% работы», выкидывает головокружительные кульбиты. Вместо могучих, но несколько заторможенных Голиафов на передний край вырываются амбициозные выскочки, и даже не Давиды.
Видео с пограничья

     Десятки лет японские компании уверенно шли в авангарде технического прогресса. Миллионы толковых и скрупулезных до тошноты инженеров-«самураев» трудились по 10–12 часов в сутки, чтобы выпустить на рынок еще одну технократическую вещицу. Но иногда сыновей Страны восходящего солнца подводило слепое доверие престижным дипломам. Так случилось, например, с прославленной Sony.

гоу про.jpg

Уход Акио Мориты, гениального провидца и маркетолога, сыграл почти фатальную роль. В руководство фирмы пришли «гарвардские мальчики», исповедующие стратегию абсолютной диверсификации. Итог налицо: вместо изящной остроты новейших технических решений для средств создания и воспроизведения медиа-контента (видео, фото и аудио) – решительный крен в сторону создания самого контента. Отсюда – и назначение президентом Sony не очередного японского технократа, а бывшего журналиста (!) Говарда Стрингера, и медиа-гигантизм Sony Music, пытающейся охватить необъятное (от приторной попсы до вагнеровских 6-часовых оперных «блокбастеров») и стать законодателем музыкальной моды. А Sony-Columbia-Tristar-MGM? Самый успешный кинодистрибьютор? В том-то и дело, что нет.

РАСПЫЛЕНИЕ СИЛ привело к тому, что великая Sony, некогда создатель рынков, теперь чаще догоняет других, пропуская технические перевороты. Один из них пришелся на конец XX века, и связан он с бурным ростом сектора так называемых камкордеров – переносных видеокамер. Изнурительные баталии в пресловутой «войне форматов» (идентичных по характеристикам, но абсолютно несовместимых VHS Compact и Video 8) и бесконечные отсылки на безусловный авторитет в сфере профессиональной видеотехники помешали увидеть несколько очевидных тенденций.

Первая – внуки бунтарей-«шестидесятников» предпочли восполнять недостаток адреналина отнюдь не на баррикадах и никаких основ ниспровергать не хотели. Хорошее питание, комфорт и стабильность слишком удобны, и никакой латентный авантюризм не способен превратить среднестатистического обывателя в Райнхольда Месснера, Наоми Уэмуру или Кэй Котти.

Вторая и, пожалуй, главная – Интернет в целом и YouTube в частности изменили мир до неузнаваемости! Кто бы мог подумать всего 40–50 лет назад, что простенький, в общем-то, стандарт гипертекстового документа окажется столь всеядным и плодотворным? Пожалуй, появление html можно сравнить с изобретением книгопечатания. И тем более удивительно, что большинство электронных гигантов этот переворот «проспали».

НЕИМОВЕРНО ВОЗРОСЛА СКОРОСТЬ подачи информации, быстрота ее актуализации. И это касается не только профессиональных «новостников» из телевизора, но и бытовой видеотехники, перешедшей на цифровые стандарты обработки сигнала и все более компактной. К тому же и коммутация с компьютером стала простой и понятной даже для неискушенных пользователей.

          Камера чрезвычайно боится ударов, перегрева и воздействия воды. Второе уязвимое место – механизм зума
От бытовой видеокамеры до экстремального гаджета оставался всего шаг. И он был сделан не законодателями мод, а никому не известным до поры до времени калифорнийским серфером Ником Вудмэном, попытавшимся найти незанятую рыночную нишу. В свободное от катания на волнах время молодой американец конструировал крепления для спортивного инвентаря на манер армейской «разгрузки», но особых успехов не достиг. Плодотворная идея пришла, когда один из приятелей попросил сделать ремешок для водонепроницаемого чехла фотоаппарата.   


ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, А ПОЧЕМУ БЫ не взять самую компактную и надежную камеру, заключить ее в водоупорный кожух и прикрепить ее к эластичному ремню-«бандане»? Ведь тогда появится возможность снимать в стиле first person shooter (FPS), хорошо знакомом фанатам компьютерных игр.

Однако оказалось, что, при всем богатстве выбора, подходящих устройств просто нет! И дело не в компактности или автономности, а в принципиальной «нежности» традиционных моделей. Первая ахиллесова пята обычных видеокамер – лентопротяжный механизм, прецизионное электромеханическое устройство, крайне чувствительное к аномальным нагрузкам. Камера чрезвычайно боится ударов, перегрева и воздействия воды. Второе уязвимое место – механизм зума, «фишка», совершенно необходимая при видеосъемке, но также реализованная средствами точной механики, электроники и оптики.

Но если с проблемой зума можно справиться, применив широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием, то «лентопротяг» нуждается в принципиальной замене на что-то небольшое и «неубиваемое» ни при каких условиях съемки. Стоит ли возиться с камерой, если она может отказать в самый неподходящий момент?


НЕМНОГОЧИСЛЕННЫЕ «ЭКСТРЕМАЛЬЩИКИ» конца 90-х, тем не менее, считали, что стоит, и без их поддержки звезда Ника Вудмэна погасла бы, так и не вспыхнув на бизнес-небосклоне. Больше пяти лет понадобилось Нику, чтобы от сомнительной идеи, поглотившей все средства, прийти к реальному успеху на рынке, совпавшему с началом YouTube’изации всемирной паутины и массовым распространением устройств флэш-памяти.

Это сейчас любой сколько-нибудь конкурентоспособный смартфон позволяет записывать многоминутные ролики в HD-качестве, располагая гигабайтами и гигабайтами памяти. А тогда продолжительность записи (с учетом дороговизны носителей) ограничивалась парой десятков секунд в формате VGA. Почему так мало? Давайте посчитаем: VGA-формат предполагает разрешение 640 × 480 (итого – 307 200) пикселей, кодируемых в формате RGB, то есть один пиксел требует 3 байт информации. В итоге получается, что один кадр занимает около мегабайта. Нормальное воспроизведение видео требует 25 кадров в секунду, то есть 10-секундный ролик «отъест» около 250 мегабайт. А теперь вспомните, сколько стоили 10 лет назад карты памяти такой емкости…

Конечно, такой расчет не учитывает возможностей сжатия (тех же DivX или MPEG-4), позволяющих без ощутимого снижения качества уменьшать размеры видеофайлов на порядок. Однако возможность такой обработки «на лету» появилась сравнительно недавно, и связана она с массовым переходом рынка фото- и видеотехники на цифровые носители. И в этом отношении прототипы Ника Вудмэна пришлись ко двору.

УСТРОЙСТВА ФЛЕШ-ПАМЯТИ как носителя информации несравненно надежнее электромеханических агрегатов. Уроните-ка пару раз кассетную видеокамеру, антикварный электропроигрыватель и современный mp3-плейер (из тех, что размером со спичечный коробок)! И что же придется ремонтировать?

Справедливости ради стоит отметить, что первыми коммерческими видеокамерами с флэш-памятью стали вовсе не гаджеты от калифорнийского серфера, а вполне конформистские модели от JVC и Samsung, не снискавшие, впрочем, особого успеха по причине тогдашней дороговизны носителей. А южнокорейский гигант так и вообще остановился в шаге, упустив возможность стать первым «другом» экстремалов.

ИТАК, К СЕРЕДИНЕ ПЕРВОЙ ДЕКАДЫ нового тысячелетия рынок созрел для нового гаджета. Кредо Ника звучало так: «Наша цель – восславить вдохновенных безумцев со всего света, которые творят сумасшедшие вещи!» И в каком-то смысле зерно упало на подготовленную почву. Конечно, адреналиновых «наркоманов» хватало и раньше, но теперь Интернет и YouTube расширили масштаб тусовки до общепланетарной. Однако неверно считать, что GoPro (так назвал свою новую фирму Николас Вудмэн, поставив цель добиться самоокупаемости за 4 года) с самого начала получила солидную фору.
ИДЕЯ ВИТАЛА В ВОЗДУХЕ, и с первых же дней GoPro Digital Hero, первая настоящая камера в стиле action, столкнулась с жесткой конкуренцией в лице коммуникационного гиганта Cisco. Речь идет не о роутерах или маршрутизаторах, а именно о компактных «вандалоустойчивых» камерах. Детище конкурента, разработанное фирмой Pure Digital Technologies для крупной сети магазинов Ritz Camera, называлось Point & Shoot (Flip’ом оно стало в 2007 году) и при определенных обстоятельствах имело все шансы обставить «героя» по всем статьям. Динамика продаж камер Flip впечатляла, особенно после подключения площадки Amazon.com: всего за полтора года продажи достигли отметки в 2 миллиона штук.

Правда, прибыль оказалась не такой большой: сказались огромные маркетинговые расходы, да и цену приходилось искусственно сдерживать, не позволяя ей перевалить за отметку $200. И тем не менее, новый сектор рынка показался перспективным, и на него обратили внимание боссы Cisco: весной 2009 года Pure Digital Technologies была куплена за $590 миллионов.


ЗАПАЛА ХВАТИЛО ВСЕГО НА 2 ГОДА, для большой транснациональной корпорации «пирог» показался слишком пресным и не стоящим внимания. Да и то, сравните, сколько нужно тех же маршрутизаторов и сколько action-камер! В апреле 2011 года направление Flip было закрыто, и сотрудники GoPro смогли перевести дух, оставшись флагманами индустрии. Решение Cisco отчасти можно понять: даже с учетом ежегодного 50%-го прироста рынка объем продаж в 2018 году только приблизится к отметке в 10 миллионов камер. По всему миру. Это значит, что о каких-то интересных для электронных гигантов проектах речь не идет. Фактически грандам достаточно обозначить свое присутствие, оставив этот ограниченный сектор на откуп небольшим фирмам.

Положение может измениться, если экшн-камера станет частью экипировки не только экстремалов, но и военных. Современные концепции предельно компьютеризованного боя предполагают обилие средств визуального контроля. И если для танка, самолета или беспилотника размеры и вес камеры не столь важны, то для пехотинца, обвешанного снаряжением с головы до ног, имеет значение каждый грамм. Поэтому в самое ближайшее время стоит ожидать появления прототипов в стиле military action, способных – при удачном стечении обстоятельств – стать обязательной частью комплекта экипировки современного солдата.

НО ПОКА САМЫМ «МИЛИТАРИСТСКИМ» применением экшн-камеры стал знаменитый прыжок из стратосферы, выполненный бывшим швейцарским военным Феликсом Баумгартнером. Кроме скафандра и парашюта, он нес на себе 5 камер GoPro, еще раз доказавших свою надежность. Да и чему там ломаться? Короткофокусный широкоугольный объектив закреплен намертво, никакого механического «зума» нет и в помине. Хрупкий «лентопротяг» заменен усиленным кард-ридером, а все операции проводятся силами электронной начинки, например, такой, как чип SoC Ambarella A9, построенный на базе хорошо знакомых владельцам «андроид»-гаджетов процессоров ARM Cortex-A9. Электронная стабилизация изображения, 10-кратное цифровое увеличение, съемка в формате HD с повышенной до 60–120 кадров в секунду частотой – только небольшой перечень возможностей чипа. А в пределе Ambarella может работать в стандарте 4K Ultra HD, обеспечивая при этом беспроводную связь по wi-fi и blue tooth.
          Первая настоящая камера в стиле action столкнулась с жесткой конкуренцией
ТАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ, СОГЛАСИТЕСЬ, уже перерастают потребности экстремалов. При сохранении динамики развития экшн-камеры имеют шансы войти в сегмент бытовых бюджетных видеокамер, с другой стороны усиленно атакуемых смартфонами. И лет через 5, когда мы привыкнем к санкциям и отечественным овощам и жизнь перестанет быть столь экстремальной, бытовую видеокамеру можно будет легко потерять в недрах дамской сумочки. Вот это будет экшн! 

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK