Согласен на обработку данных
На самом высоком, сложном и секретном уровне миссия «узнать о человеке все» подвластна спецслужбам и силовым структурам. На бытовом – и нам самим. Не просто же так по Интернету бродят шутки про сталкеринг бывших – многие люди имеют запасной аккаунт с другим именем в социальных сетях, у которого только одна цель – незаметно следить за другими. И это достаточно легко делать. Самый простой способ жить так, чтобы вся твоя жизнь была как на ладони, – просто сидеть в Интернете.
Мы добровольно везде регистрируемся и оставляем данные о себе: куча селфи, посты о личной жизни, ежедневный отчет в сторис. Социологи и психологи постоянно исследуют соцсети, но и без этого понятно, что в своих публичных аккаунтах мы стремимся показать лучшие стороны своей жизни. Все запостят фотографию со свадьбы, но мало кто напишет пост о том, что его не взяли на работу из-за недостатка навыков. Из-за этого вечного праздника на чужих улицах люди начинают неосознанно сравнивать свою жизнь с другими и завидовать.
Результаты опроса тысячи американцев. expmag.com
В 2015 году ученые из Миссурийского университета выяснили, что около 62 % пользователей соцсетей склонны негативно оценивать собственную жизнь на фоне остальных из-за «постов друзей». А частое использование Facebook может быть связано с риском развития депрессии. Примерно к такому же выводу пришли канадские ученые из Монреальского университета. За четыре года наблюдения за 3826 подростками в возрасте от 12 до 16 лет исследователи сделали вывод, что частое «зависание» в соцсетях может развить комплексы и депрессию из-за навязанных образов успеха, красоты и богатства.
Иллюстрация: Mark Fiore/KQED
Может, стоит сидеть в соцсетях только анонимно и не публиковать информацию о настоящем себе? Пока это еще возможно. Но то и дело возникают предложения законопроектов, позволяющих регистрироваться в том же ВКонтакте только с предъявлением паспорта и по настоящим ФИО. Число противников анонимности в Сети тоже растет: в 2017 году 41 % опрошенных россиян выступали за использование настоящих имен в Интернете. За анонимность – лишь 26 %. Более того, почти все (78 %) респонденты были в курсе, что посторонние могут узнать их персональные данные, но обеспокоены этим оказались только 8 % из них.
Когда мы идем в магазин за хлебом или на работу, мы оставляем по пути свои следы. То же самое и в Интернете – у каждого есть цифровой след, его еще называют кибертенью, электронным отпечатком. Есть активный цифровой след – это все наши публикации, комментарии и посты в соцсетях. А есть пассивный, его еще называют «выхлопными данными», – это то, что собирается о нас без нашего ведома: история поиска, IP-адреса и все наши действия в Интернете. Они хранятся в онлайн- и офлайн-базах данных, и операторы могут в любой момент их посмотреть. Особенно в России и особенно после вступления в силу закона Яровой.
Так что не будет преувеличением сказать: Интернет знает о нас все. Об этом хорошо свидетельствует таргетированная реклама – скажите «А», и вам сразу прорекламируют «Б». Основная зацепка для таргета – именно цифровой след. На какой бы сайт вы ни зашли, данные о каждом вашем клике будут собирать с помощью специальных пикселей – кода, установленного на странице. На основании ваших действий вам в последующем предложат рекламу – например, если вы «гуглили» ветеринарные службы, то скоро в браузере увидите рекламу каких-нибудь вещей для собак или кошек. Но самая большая часть данных о наших предпочтениях и увлечениях собирается опять же через соцсети: все группы, паблики и люди, на которых мы подписаны, лайки и комментарии – огромный кладезь знаний для рекламодателей. На их основе нам показывают рекламу, так что часто упоминаемый «Большой брат» не только следит, но и подкидывает уместные рекламные предложения. Кстати, если закрыть рекламное объявление с пометкой «мне это неинтересно», вы только поможете рекламодателям – информации о ваших предпочтениях станет больше. Иногда цифровой след связывается с физическим. Представьте, что вы идете по привычной улице на работу с телефоном в кармане, который сканирует доступные Wi-Fi-сети, автоматически пытаясь к ним подключиться, а значит – передать роутеру свой технический идентификатор. Когда роутер получит данные и обработает их, вам начнут поступать рекламные предложения, связанные с этой локацией, – система просто подумает, что вам это может быть интересно, раз вы прошли неподалеку. Рекламу, связанную с местоположением, получают и те, кто подключается к бесплатному Wi-Fi в метро. Системе становится известен ваш номер телефона и MAC-адрес – индивидуальный идентификатор устройства. Так отслеживается весь маршрут, и, если вы частенько бываете на Чкаловской или Петроградской, не удивляйтесь, что вам будут попадаться рекламные объявления, связанные с этим районом Петербурга.
akket.com
ВЫСОКО ВИШУ - ДАЛЕКО ГЛЯЖУ
Теоретически путь любого из нас, если только мы не живем в деревнях и селах, тоже можно отследить. Камеры стоят почти везде: в государственных учреждениях, коммерческих предприятиях, общественном транспорте и пространствах. В Москве, например, около 160 тыс. камер видеонаблюдения с технологией распознавания лиц. Мы так к ним привыкли, что не замечаем этого всевидящего ока. Но каждый шаг фиксируется. Все данные в онлайн-режиме отправляются в Единый центр хранения данных (ЕЦХД), доступ к которому есть только у госорганов. По крайней мере, так утверждается, но на практике все интереснее.
Уже сейчас изображения, снятые городскими камерами в Москве, можно купить в «даркнете». Чтобы иметь доступ к какой-то камере, нужно просто его купить – продавец пришлет уникальную ссылку на ЕЦХД, где можно будет следить онлайн за тем, что она снимает, а также получить доступ ко всему архиву. У каждой камеры – своя ссылка, актуальная в течение пяти дней. Люди, продвигающие эту нелегальную торговлю на черном рынке, говорят, что доступ обычно запрашивают частные детективы или злоумышленники, промышляющие рэкетом и слежкой. Но и это не все – можно купить данные о том, какие камеры засекли именно тебя. 16 сентября этого года волонтер организации «Роскомсвобода» Анна подала иск в Тверской районный суд к департаменту информационных технологий Москвы. Главная претензия – ненадежность хранения ее персональных данных. Девушке удалось анонимно купить на черном рынке информацию обо всех своих перемещениях в городе. Она прислала продавцу свое фото, а он за 16 тыс. рублей в ответ предоставил отчет о том, где ее лицо было зафиксировано за предыдущий месяц.
kaspersky.ru
Именно поэтому системы городского наблюдения с распознаванием лиц в России вызывают у многих вопросы – данные защищены слабо, и любому хакеру удастся их заполучить. В некоторых городах и странах такие методы «контроля» начинают запрещать. В сентябре городской департамент Портленда в штате Орегон запретил полиции, общественным организациям, магазинам, ресторанам и отелям использовать систему распознавания лиц. Еврокомиссия вообще предлагает временно запретить эту систему в публичных местах на три-пять лет. За этот период можно оценить последствия технологии для защиты персональных данных.
Как мы попадаем в базы
Суммируя, можно сделать несколько выводов. Мы действительно живем в реальности, где при желании, деньгах и хакерских способностях информацию о ком угодно можно найти за пару часов. Но тем не менее, сильно пугаться этого не стоит – законопослушному человеку бояться нечего. Если только вы не станете жертвой злоумышленника или сталкера – тогда вопрос вашей безопасности в руках владельцев технологий и баз данных.
Технологии
Полина Агеева