ИСТРЕБИТЕЛИ ВКС
Современный истребитель – не узкоспециализированная машина, как раньше. Сейчас это многофункциональный боевой комплекс, несущий широкий спектр вооружений. Сюда входят ракеты класса «воздух-воздух», управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», корректируемые бомбы, системы радиоэлектронной борьбы и др. Так что оценку потенциала российской боевой авиации будет разумно начать с истребителей.
ИСТРЕБИТЕЛИ ВКС РФ:
- Су-35С – 40
- Су-30СМ – 39
- Су-30/Су-30М2 – 20
- Су-27СМ – 80
- Су-27/Су-27УБ – около 250
- МиГ-29 (все модификации) – около 200
- МиГ-31 (все модификации) – около 150
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫБРАНА не случайно. Формально у ВКС есть сотни самолетов Су-27 и МиГ-29, но все это очень старые машины. Ресурс их подходит к концу. Часть из них прошли модернизацию до Су-27СМ, но принципиально новых возможностей не получили. На них, например, оставили старую бортовую радиолокационную станцию (БРЛС). Спектр применяемых вооружений тоже не сильно изменился. Самолеты МиГ-29, за исключением 28 единиц МиГ-29СМТ новой постройки, очень старые и почти не модернизировались. Многие из них сейчас буквально дышат на ладан.
В наши дни костяк истребительной авиации ВКС составляют машины Су-35С и Су-30СМ новой постройки, созданные на базе Су-27. Оба этих самолета имеют БРЛС с ПФАР (Пассивная фазированная антенная решетка) и, в целом, вполне соответствуют требованиям XXI века. Истребители США и ряда других стран НАТО, правда, имеют более продвинутую электронику – их новые машины оснащены БРЛС с АФАР (Активная фазированная антенная решетка). Последняя, кроме прочего, отличается большей надежностью. При этом новые истребители РФ пока выглядят лучше китайских и некоторых европейских аналогов.
ВЫЗЫВАЮТ НЕДОУМЕНИЕ устаревшие ракеты Р-27Р/ЭР средней дальности класса «воздух-воздух». Именно с этим вооружением вылетают на прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков российские «сушки». Р-27Р разработана в 1970-е и имеет полуактивную радиолокационную головку самонаведения. Цель для ракеты нужно подсвечивать бортовой радиолокационной станцией до момента ее поражения, что осложняет совершение маневра самолетом-носителем. Современные ракеты «воздух-воздух» средней дальности (как, например, американская AIM-120) имеют активную радиолокационную головку самонаведения и действуют по принципу «пустил-забыл». Ракета наводится на цель сама на конечном участке полета. Добавим, что США имеют в своем распоряжении истребители пятого поколения, так что истребителям ВКС позарез нужны новые ракеты, такие как РВВ-АЕ/РВВ-СД. Еще один минус российских машин – отсутствие подвесных прицельных контейнеров, позволяющих эффективно выявлять наземные цели и поражать их управляемым вооружением. Так что спектр оружия класса «воздух-земля» у самолетов-истребителей ВКС пока ограничен.
ОТДЕЛЬНО ПОГОВОРИМ О МИГ-31. Это уникальный самолет-перехватчик, оптимизированный для поражений бомбардировщиков и крылатых ракет врага. Часть МиГ-31 проходят модернизацию до уровня МиГ-31БМ, однако самолет даже в новой ипостаси остается узкоспециализированным. Он хорошо подходит для поражения маломаневренных целей, но не может на равных бороться с истребителями. Причиной является ракета Р-33, которой оснащен самолет. Она имеет ограничения по перегрузке цели 4g. А ведь современный истребитель может маневрировать с гораздо большей перегрузкой, достигающей 9g. К тому же МиГ-31 неповоротлив, что не увеличивает его шансы в ближнем воздушном бою. Самолет МиГ-31БМ должен получить усовершенствованную ракету Р-37, при этом на строевых машинах мы ее пока не видим.
ФРОНТОВЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ
Такие самолеты постепенно «вымирают», а их место занимают многоцелевые машины. Это логично: современный истребитель может успешно наносить удары по земным целям, а кроме того, способен постоять за себя в воздухе. США свои тактические бомбардировщики F-111 сняли с вооружения еще в 1998 году, а его российский аналог продолжает летать.
ФРОНТОВЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ ВКС РФ:
- Су-34 – 80
- Су-24 (все модификации) – 121
ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК с крылом изменяемой стреловидности Су-24 далеко не нов: машину начали эксплуатировать еще в далеком 1975-м. Часть самолетов Су-24М ВКС РФ оснастили комплексом «Гефест», увеличивающим точность поражения целей свободнопадающими бомбами. А еще бомбардировщик имеет лазерно-телевизионную станцию «Кайра-24», что позволяет летчикам выявлять цели и наводить на них высокоточное оружие.
Идейный последователь Су-24 – новый истребитель-бомбардировщик Су-34. В свое время именно с него началось перевооружение ВВС РФ: первые партии были поставлены в 2008–2009 годах. Концептуально Су-34 – более совершенный аналог Су-24 и может выполнять те же задачи, что и Су-24М. Вдобавок он способен нести ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности и, в теории, применим в воздушном бою. Одна из особенностей самолета – более совершенная (в сравнении с «Кайрой») лазерная телевизионная прицельная система «Платан». В обычном состоянии она спрятана в фюзеляж и выдвигается для поиска и распознавания целей при включении. С ее помощью можно наводить управляемое вооружение: бомбы и ракеты.
ГЛАВНАЯ ИНТРИГА последних месяцев – применение самолетами Су-34 бомб со спутниковым наведением КАБ-500С. Раньше такого оружия вообще не видели на строевых машинах России (разве что на выставках). Эта бомба использует ГЛОНАСС и поражает цели с известными координатами. Американским аналогом с некоторыми оговорками можно считать боеприпасы со спутниковым наведением JDAM. Дальность их применения, правда, заметно выше: если КАБ-500С может пролететь после отделения от самолета-носителя 6–8 км, то американские JDAM преодолевают до 28 км. Заокеанская мини-бомба со спутниковым наведением GBU-39 и вовсе пролетает больше 100 км.
Этот показатель очень важен, ведь хорошая дальность полета бомбы позволяет самолету действовать вне зоны поражения большинства вражеских зенитных систем. В целом, применение КАБ-500С – значительный шаг вперед для нашей страны. До сих пор в локальных конфликтах она использовала почти исключительно обычные неуправляемые бомбы и ракеты. Еще одна особенность арсенала ВКС – большой калибр боеприпасов. Так, например, боевые самолеты используют корректируемые бомбы КАБ-1500 массой 1500 кг, которые не только наносят большой урон противнику, но и увеличивают риск гибели мирных граждан.
РБК-500 СПБЭ-Д – весьма современная разовая бомбовая кассета калибра 500 кг. Ее «фишка» – в самоприцеливающихся боевых элементах, всего их 15. После сброса боеприпаса они отделяются и спускаются на парашютах. Каждый элемент оснащен инфракрасной системой наведения, выявляющей вражескую технику и наводящей на нее поражающее ударное ядро. Последнее с огромной скоростью врезается в плохо защищенную крышу танков, БМП и бронетранспортеров. Так что одна РБК-500 СПБЭ-Д выводит из строя сразу несколько боевых машин, а массовый сброс кассет разом уничтожает целое подразделение. Зарубежный аналог называется CBU-97 Sensor Fuzed Weapon: он активно используется с конца 1990-х.
Применяют российские фронтовые бомбардировщики и ракеты «воздух-поверхность», например Х-25МЛ. Это довольно старая ракета с полуактивной лазерной ГСН (головка самонаведения) и дальностью полета до 10 км. По современным меркам – мало, да и система наведения ракеты несовершенна. Речь, в частности, о лазерном луче, чувствительном к дымке и пыли. А еще до момента поражения необходима лазерная подсветка цели: в это время самолет-носитель не может совершать резких маневров (во всяком случае, если он сам выступает в роли целеуказателя). В арсенале ВКС есть еще одна похожая ракета с лазерной системой самонаведения – Х-29Л. Ее носителем также может быть Су-34 или Су-24М. Это уже солиднее: если боевая часть Х-25МЛ весит 90 кг, то у Х-29Л – 317 кг. Такой боеприпас может использоваться для поражения крупных стационарных объектов, например, складов или штабов. Несмотря на то что обе ракеты относятся к управляемому вооружению, современными их не назовешь. Недостатки Х-29Л схожи с вышеупомянутыми у Х-25МЛ. Такое оружие было вполне приемлемым для 1980-х, но не сегодня.
Самолет-штурмовик на вооружении российских ВКС только один – Су-25 (эксплуатируется около 200 машин). Это настоящая «рабочая лошадка»: самолет активно использовался в Афганистане, Грузии и Чечне. Часть машин модернизируется до уровня Су-25СМ. Модификация имеет обновленную авионику и многофункциональный дисплей в кабине пилота, но в целом перед нами тот же штурмовик, что и 20 лет назад. В нем нет новых прицельных систем, таких как подвесные контейнеры Sniper Advanced Targeting Pod, которые используются «продвинутыми» американскими штурмовиками A-10. Летчик Су-25 видит цель и поражает ее по преимуществу неуправляемым оружием класса «воздух-поверхность». Это могут быть фугасные авиационные бомбы (ФАБ) или неуправляемые ракеты (НАРы). Такое оружие нельзя назвать современным, но в контексте антипартизанской войны его вполне можно применять. Су-25 также могут оснащаться ракетами Х-25МЛ. В целом Су-25 – это дешевая и неприхотливая машина, давно доказавшая свой потенциал. Плюсы самолета – основа его минусов. Дешевизна Су-25 во многом обусловлена отсутствием современных прицельных средств и новых комплексов бортовой обороны. Поэтому Су-25 российских ВВС несли большие потери в Грузии, а на Донбассе были сбиты, по меньшей мере, три таких самолета украинских ВВС.
ДАЛЬНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ
В наследство от СССР России достался большой парк дальних и стратегических бомбардировщиков. Раньше они предназначались для нанесения ударов ядерным оружием по особо важным объектам противника, а сейчас взяли на себя тактические функции. Конечно, огромный бомбардировщик дорог в эксплуатации, но за один вылет он берет большое количество боеприпасов. В некоторых случаях такой подход выгоден.
Дальние и стратегические бомбардировщики ВКС РФ:
- Ту-160/Ту-160М – 16
- Ту-95МС/Ту-95МСМ – 36
- Ту-22М (все модификации) – 41
ТУ-160 – СВЕРХЗВУКОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК с турбореактивными двигателями, а Ту-95 – это дозвуковой винтовой самолет. Между тем, спектр их возможностей вполне сопоставим (во всяком случае, если говорить о тактических задачах). Сейчас эти самолеты могут использовать новейшие высокоточные крылатые ракеты Х-555 и Х-101. Последняя – самая совершенная, ее дальность достигает 5500 км, а круговое вероятное отклонение при этом не превышает 5 м. Самолет Ту-160 способен нести 12 таких ракет на внутренней подвеске, а Ту-95 берет на борт до восьми ракет на внешних держателях. Оба бомбардировщика, кстати, могут применять ядерное оружие.
Некогда грозный «убийца авианосцев» Ту-22М стал в последние годы борцом с терроризмом (и не только). На самолет подвешивают обычные свободнопадающие бомбы, после чего он «разгружается» над территорией врага. Часть таких машин получила комплексы СВП-24-22, позволяющие повысить точность бомбометания. В будущем, очевидно, новые модификации Ту-22М смогут нести более совершенные управляемые бомбы и ракеты. Вообще российские бомбардировщики пошли по пути их заокеанских собратьев. Ту-160 и Ту-95 – это отечественные B-52 и B-1B. Они могут эксплуатироваться еще не одно десятилетие, а в качестве главных целей будут выступать хорошо укрепленные базы боевиков.
УДАРНЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ
Умение уничтожать бронетехнику и оказывать огневую поддержку сражающимся наземным войскам – главная задача вертолетов. Так что Россия активно перевооружает их парк: за последние годы ВКС получили десятки новых винтокрылых машин Ми-28Н и Ка-52.
УДАРНЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ ВКС РФ:
- Ми-28Н – 95
- Ка-52 – 79
- Ми-35 – 73
- Ми-24 (все модификации) – 620
МНОГО МИ-24? Просто большая часть из них уже давно не может выполнять своих прямых задач. Постепенно они будут заменены на Ка-52 и Ми-28. Первый – типичный представитель «камовской» школы с соосными несущими винтами, а второй – отечественный аналог AH-64 Apache с одним несущим и одним рулевым винтом.
Это мощные и совершенные машины. При этом пока они проигрывают по своим возможностям западным Apache. Дело в бортовой электронике и вооружении. Американские вертолеты имеют надвтулочную РЛС кругового обзора миллиметрового диапазона, а еще ракеты Hellfire с активным радиолокационным наведением. Все это позволяет выявлять и поражать цели ракетами Hellfire по принципу «выстрелил-забыл» и без их визуального обнаружения. Само собой, данное решение уменьшает риск для машины и ее экипажа. На отечественных ударных вертолетах, в отличие от AH-64D, этот принцип так и не реализовали. Оператор должен выявлять цель визуально, а затем удерживать ее в прицеле до момента поражения противотанковой ракетой «Штурм-В» или «Атака-В». Резко маневрировать такой вертолет, само собой, не может. Поэтому и Ка-52, и Ми-28Н пока сложно поставить в один ряд с Apache, хотя работы в области усовершенствования отечественных машин продолжаются.
ВСЕ ЭТО – ТОЛЬКО ЧАСТЬ нашего воздушно-космического арсенала: в него входят и самолеты радиообнаружения и наведения, самолеты-заправщики, разведчики, многоцелевые вертолеты и др. Среди позитивных моментов в ВКС последних лет – насыщение новым оружием и техникой и увеличение налета. Из минусов – ненужная разунификация: на вооружении много моделей, выполняющих похожие задачи. Возможно, техника ВКС будет более систематизированной после закупки большого числа истребителей пятого поколения. Последние, как известно, должны сменить почти все истребители ВКС РФ.