«Гималайская рулетка»
Еще в середине XIX века сорвиголовы пытались взойти на Эверест, но либо возвращались ни с чем, либо бесследно исчезали. Без специального снаряжения шансы на выживание равнялись нулю. Местные твердили, что Божественная Мать никого не пускает в свои владения и лишь избранные могут достичь вершины.
Из-за ошибочных предположений группа пошла по неверному пути, потеряв несколько недель. Но все это время проводилось тщательное изучение местности, составлялись карты, конспектировались погодные изменения. На основе данных был составлен оптимальный северный маршрут восхождения: Главный Ронгбук – Восточный Ронгбук – Северное седло – по Северному гребню к вершине. До сих пор именно им идут многие альпинисты.
ТОГДА ЖЕ СТАЛО ЯСНО, что подниматься за отметку 8000 м опасно для жизни из-за невысокого содержания кислорода. Поэтому в 1922 году экспедиция Джорджа Финча и Джеффри Брюса (снова британцы) впервые применила кислородные баллоны, чтобы достичь рекордной на тот момент высоты – 8320 м над уровнем моря.
В 1924-м Эдвард Нортон поставил новый рекорд – 8570 м над уровнем моря. И в том же году Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин предприняли попытку покорения, которая закончилась их гибелью. Восходителей видели в бинокль в 150 м от вершины. Возможно, альпинисты первыми взяли высоту, но погибли на обратном пути. А может, так и не дошли до заветной вершины мира. Тело Мэллори нашли лишь 1 мая 1999 года, а вот тело Ирвина не найдено. Споры об их восхождении не утихают до сих пор.
До 1948 года подъем на Эверест был возможен только со стороны Тибета, так как Непал для европейцев был недоступен. Однако в 1949 году ситуация изменилась, и англичане начали штурм с юга.
С момента разведывательной операции до первого покорения Эвереста было организовано около 50 экспедиций. 29 мая 1953 года новозеландец Эдмунд Хиллари и шерпа Тенцинг Норгей покорили вершину через Южное седло.
НО КАКИЕ ЖЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ без проблем? И начинаются они… с кошелька. Если раньше экспедиции спонсировались государством, то сейчас это удовольствие оплачивается из своего кармана. При хорошем раскладе вы можете уложиться в $38 500 при подъеме со стороны Тибета и $41 500 – со стороны Непала.
Если вы восходите в одиночку, ценник может подняться до $85 000, так как нужно нанять повара и минимум двух шерпов-носильщиков, которые поставят лагерь и будут нести ваши вещи. В случае командного восхождения реально обойтись «малой кровью» – $55 000 с человека. Некоторые туроператоры предлагают туры «все включено» – с ними чек на покорение Эвереста взлетит до $110 000–115 000.
ЕСЛИ ДЕНЬГИ для вас не вопрос, переходим к вопросу здоровья. Большинство альпинистов сталкиваются с горной болезнью. Это состояние наступает из-за плохого снабжения тканей кислородом (гипоксии), а также недостатка углекислого газа в тканях (гипокапнии). С 5800 м начинается экстремальная высота, опасная для жизни человека. Перепады температур, высокий уровень УФ-излучения, суровый ветер быстро истощают организм и приводят к обезвоживанию. 8000 м и выше считаются «зоной смерти». На этой высоте организм тратит больше энергии, чем производит, поэтому максимальное пребывание без кислородных баллонов возможно до 48 часов.
Кроме горной болезни, восходителей подстерегают и другие опасности: переохлаждение, обморожение, внутреннее кровотечение, пневмония, кровоизлияние в мозг… И это только проблемы со здоровьем. А сколько храбрецов попрощались с жизнью во время схода лавин, обрушения сераков (вертикальных ледяных глыб), падения в ледниковую трещину! Около полусотни человек сорвались со скал или пропали без вести. Добавьте к этому неисправность снаряжения, «пробки» на маршруте, в которых можно провести часть дня, «разборки» с шерпами или другими альпинистами… Вы еще хотите начать восхождение? Добро пожаловать в базовый лагерь.
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ЭВЕРЕСТ проходит весной и осенью, когда стихают муссоны. На акклиматизацию и путь к вершине уходит до трех месяцев.
Следующие высотные лагеря находятся на высотах 5800, 7000, 7800 и 8300 м. Самый трудный участок пути – последние 300 м, который прозвали «самой длинной милей на Земле». Каждый шаг здесь дается с трудом, а возможность страховать друг друга практически исключена. Ведь силы и ресурсы организма расходуются в двойном объеме. Но если вы достаточно подготовлены – добро пожаловать на вершину. Именно здесь и начинается самое сложное.
До недавних пор самым известным трупом на маршруте было тело Цеванга Палджора – индийского альпиниста, попавшего в шторм 10 мая 1996 года на северо-восточном хребте горы. Среди альпинистов он известен как «Зеленые ботинки» за яркую обувь, которую видно за десяток метров. В 2014 году прошла информация, что труп Цеванга исчез – скорее всего, он наконец погребен под камнями.
Негласное правило покорителей вершин – «каждый сам за себя». Если у вас закончился кислород, вы выбились из сил или, не дай бог, получили травму – справляйтесь сами. С этой проблемой, как и десятки других покорителей, столкнулся Дэвид Шарп в мае 2006 года. Мимо замерзавшего альпиниста прошло более 40 человек, в том числе съемочная группа канала Discovery, которая не только сняла умирающего на камеру, но и попыталась взять у него интервью. Впрочем, все альпинисты делились с Дэвидом кислородом.
КАЖДЫЙ АЛЬПИНИСТ перед подъемом на вершину подписывает документ, в котором указывает, что с ним делать в случае травмы или гибели: оставить или извлечь. На экстремальной высоте вариантов спасения – раз-два и обчелся.
Первый – при помощи шерпов. Если человек может самостоятельно передвигаться, его цепляют в связку к проводнику, который доставляет пострадавшего в безопасное место. Это сложно и медленно, но результативно.
Второй – с помощью спасательных вертолетов. Но такой способ подходит для высот до 6400 м над уровнем моря – на этой отметке полет все еще безопасен. Дальнейший подъем без особой нужды не осуществляется, так как слишком разреженный воздух повышает риск крушения вертолета. Иногда приходится совмещать оба вида спасательных работ: проводники спускают альпиниста до уровня второго лагеря, где с вертолетной площадки его отправляют вниз.
Стоимость эвакуации в зависимости от погодных условий варьируется от $4000 до $20 000. Не менее актуален вопрос с телами погибших альпинистов и проводников. Операция по их спуску обходится в $30 000 и более. Ведь погибших становится все больше, а желающих их спустить – единицы.
Пока альпинисты тренируются перед сезоном и акклиматизируются, шерпы вовсю заняты своими привычными, но рискованными делами. Их задача – подготовить маршрут к новому сезону восхождений. Один из опаснейших участков пути через Южное седло, ледопад Кхумбу, постоянно находится в движении. Ледяные обвалы для этих мест – рядовое событие, и шерпы раз за разом восстанавливают маршрут с помощью лестниц и перил.
Работа шерпов опасная, но высокооплачиваемая. В сезон они зарабатывают около $5000, в то время как средняя зарплата по региону составляет $700 в месяц. Но таких специалистов чуть более 400 человек. Каждый год кто-то травмируется или гибнет, а на их место приходят новые трудяги. В 2017 году шерпы стали самостоятельно организовывать туры на Эверест. Их услуги были в два-три раза дешевле, чем у европейских и американских коллег, но весной 2018 года ценник поднялся почти вдвое, что говорит о востребованности.
ПОДНЯТЬСЯ НА ЭВЕРЕСТ мечтает любой профессиональный альпинист. Но и другие «охотники за адреналином» желают проверить себя на прочность – мечтатели, бизнесмены, экстремалы… У каждого своя причина для штурма. Покорение наивысшей точки мира с каждым годом теряет свой шарм: есть деньги – вперед, навстречу приключениям. Не меняется одно – крутой нрав Эвереста. И только сильные духом смогут сказать: я стоял на вершине мира!
Технологии
Станислав Мороз