FLAC в руки
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


Диполь и есть та толика дискретности, незримо царившая в эпоху аналоговых сигналов. Поэтому совершенно закономерно, что современные способы записи звука дискретны с первых шагов (исключение составляют, пожалуй, только микрофоны и излучающие системы, наиболее «близкие» к реальному звуку, который, как ни крути, никакой не дискретный).
слушатель перестает ощущать разницу между реальным и закодированным звуком, но последний все равно остается моделью.

Все это сказано к тому, что принципиальной разницы в дальнейших манипуляциях с цифровым сигналом нет. Просто мегапопулярный MP3-формат по сложным алгоритмам «опрощает» сигнал, добиваясь всеми возможными способами его компактности, а lossless'ы (кодеки, сжимающие без потерь) оставляют его в неприкосновенности. Заметим, что любые операции по кодированиюдекодированию звукового (и не только) сигнала требуют большой вычислительной мощности, достигнутой сравнительно недавно.
и производители электроники не вкладывали бы средства в модернизацию формата digital audio. Но, как это часто бывает, «большие» люди поспешили заранее подсчитать барыши. Простому меломану платить оказалось не за что: хваленые и разрекламированные Super Audio CD (SACD) и DVD-Audio ничего нового в концепцию цифровой записи не внесли, фактически сведя «новизну» к простому увеличению разрядности и частоты дискретизации (24 бита/192 кГц – каково?). По мнению некоторых экспертов, главный удар «мозгового штурма» воротил звукозаписи пришелся на совершенствование систем защиты от копирования, а не на улучшение качества звука.
он пришел к выводу, что нечего изобретать велосипед, и взял за основу все тот же фреймовый подход. Это значит, что непрерывный звуковой сигнал произвольно разбивается на последовательно обрабатываемые блоки.
Наибольший интерес вызывает метод кодирования непосредственно звукового сигнала (описание служебной метаинформации о параметрах кодирования оставим специалистам). С одной стороны, если мы, желая совершенства, разобьем входной поток на очень малые блоки, то получим сравнительно простой внутриблочный сигнал, легко поддающийся кодировке. Но в общем значительно возрастет объем служебной метаинформации – каждый блок ведь необходимо единообразно описывать, а метаданные принципиально несжимаемы. Таким образом, стремление оперировать очень малыми блоками сведет на нет любое сжатие, и по размеру мы получим фактически тот же сигнал digital audio, но отягощенный необходимостью декодирования.
нужды. Достаточно указать, что в данном блоке полином с такими-то и такими-то параметрами соответствует реальному сигналу. А это может сильно уменьшить объем хранимых данных.
функций, в современной терминологии – предикторов (в переводе с английского – «предсказателей»). Любой, кто в школе или в институте делал лабораторные работы по физике, помнит, как не хотелось наносить данные многочисленных измерений на координатную сетку. И порой на выручку нашей лени приходила экстраполяция! Зная, что искомая зависимость близка, например, к линейной, мы наносили всего пару-другую реальных точек, а дальше просто проводили линию, которая имела неплохие шансы сойти за настоящую.
Такую же хитрую и остроумную обработку проходит и стереоинформация, подвергающаяся так называемой межканальной декорреляции, то есть кодер не оперирует с изолированными канальными сигналами, как можно было бы ожидать от lossless-формата. Сигналы правого и левого каналов трансформируются в средний (их полусумму) и разностный. Очевидно, что в подавляющем большинстве случаев вновь полученные данные будут равномернее и монотоннее, чем исходные поканальные звуки, и их можно закодировать гораздо эффективней.
FLAC поистине космополитичен и способен управиться с любым мыслимым аудиосигналом: «математика» кодера все равно остается той же самой, меняются только некоторые коэффициенты да метаданные. Хотите 32 бита на звуковой сэмпл? Пожалуйста! У вас сигнал с 500-килогерцовой частотой дискретизации? Без проблем.
Восьмиканальный звук? Очень просто, надо только сгруппировать каналы попарно, чтобы применить межканальную декорреляцию.
Потенциал новинки оценили специалисты из некоммерческой организации Xiph.Org. Под ее эгидой Джош Колсон со товарищи 20 июля 2001 года выпустил первый релиз FLAC-кодера, в который вошли спецификации аудиопотока, программные библиотеки libFLAC и libFLAC++, утилиты кодирования-декодирования и обработки метаданных, а также набор входных плагинов для различных плееров (Winamp, foobar2000,
musikCube, JetAudio и др.). Набор совершенно бесплатен и открыт для любых вменяемых изменений и дополнений. За собой Xiph.Org оставила право устанавливать спецификации формата и сертифицировать их соблюдение. Одним
из первых лицензиатов стал Европейский вещательный союз (European Broadcasting Union), выбравший FLAC для распространения высококачественного звука через сеть Еврорадио.
Технологии
Ким Александров