Табу на оба ваших дома
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


Но само слово «табу» действительно родом из Полинезии. Его «привез» на Большую землю знаменитый капитан Джеймс Кук – тот самый, что позже пал жертвой гавайских аборигенов. Вот только цивилизованное общество значительно упростило это понятие, сосредоточившись исключительно на значении «запрет». Возможно, дело в том, что трудно было правильно перевести слово, так как обозначаемого им понятия в европейской культуре не существует. Полинезийцы по этой части мыслили гораздо шире – в их понимании «табуированный», «священный», «магический» и «грязный, нечистый» были очень близки. А антонимом для этих слов было полинезийское «ноа» – «обычный», «общедоступный».
Условными вершинами так называемого «полинезийского треугольника» являются Гавайские острова, Новая Зеландия и остров Пасхи
Коренные народы, населяющие Полинезию, не только говорят на сходных языках, но и имеют похожие бытовые и религиозные традиции
Во время подготовки к войне, проведения религиозных церемоний или болезни вождя табу на определенные действия приобретали поистине колоссальные масштабы. Известны случаи, когда временные запреты (например, стричь волосы) растягивались на десятилетия.
Традиционные узоры племени маори до сих пор популярны среди клиентов тату-салонов
Полинезиец, который по каким-либо причинам решил слегка укоротить свои волосы, на несколько дней становился неприкасаемым: лишался общения с семьей и соплеменниками, не имел права притрагиваться руками к еде (его кормили специальные люди) и заниматься своими обычными делами. «Парикмахер» тоже попадал под удар, ведь его руки прикасались к голове другого человека. Более того, табуированным становился и нож, которым отрезали волосы.
Надо сказать, что все эти ограничения по степени выполнения вполне могли дать фору любому «цивилизованному» своду законодательных актов и кодексов. В книге антрополога Джеймса Джорджа Фрэзера (Sir James George Frazer) «Золотая ветвь» есть история, которая вполне могла бы стать чеховским рассказом, о том, как один майориец по незнанию съел остатки ужина, оставленные вождем. Это была последняя трапеза несчастного: осознав, какое ужасное преступление он совершил, мужчина умер от страха. И подобные случаи скоропостижной смерти описывает большинство исследователей культуры Полинезии. Правда, вопреки мнению туземцев, в этом нет никакой мистики: дело в слепой вере в то, что нарушение табу обязательно повлечет за собой страшную кару. Именно поэтому невинный по сути «преступник», убивший и съевший запрещенное животное, впадал в глубокую депрессию, ждал смерти, а потом и вправду умирал. Во всех без исключения подобных случаях смертный приговор приводила в исполнение сила веры. А как показывает история человечества, нет ничего более действенного, страшного, разрушительного и созидающего одновременно, чем искренняя вера.
Общество
Анна Муравьева