Своими глазами
Лера, 22 года, Россия
На мой взгляд, русские двойственны. С одной стороны, мы крайне закрыты для незнакомцев, а с другой – в кругу близких у нас душа нараспашку. В отличие от многих других европейцев, русские на первый взгляд кажутся неприветливыми. Для нас считается дурным тоном заговорить с кем-то на улице, широко улыбнуться просто из вежливости.
Эта двойственность отражается и на ведении дел. Вполне обычно, когда дела с посторонними, даже теми, что платят, затягиваются до бесконечности, а потом и вовсе превращаются в одолжение. В то время как для родственников, друзей и даже друзей друзей русские не пожалеют ни времени, ни сил.
Очень русской чертой я бы назвала постоянное недовольство всем вокруг: жизнью в целом, сегодняшним днем, окружающими. А еще нам бывает приятно пострадать за судьбы мира… Однако за этими страданиями, как правило, не следует никаких действий. Скорее, русские обвинят во всем других, а сами не сделают даже того, что положено, будут откладывать до последнего.
Думаю, что у многих русских сильно развито национальное самосознание. «За Родину-Мать! За страну!» Я и в себе это чувствую. Кажется, что это важно, хорошо и правильно. Но в то же время для нас характерно какое-то нездоровое преклонение перед всем иностранным. Видимо, это проявление все той же двойственности.
Костанса, 19 лет, Италия
Итальянцы любят выставлять себя напоказ – думаю, это одна из основных наших черт. Мы придаем очень большое значение внешнему виду: многие готовы тратить огромное количество времени и денег, чтобы выглядеть привлекательно. Вот почему в Италии так развита модная индустрия, а итальянский народ считается одним из самых стильных.
Однако у этого факта есть и обратная сторона: модный облик становится некой униформой, от которой ты не имеешь права отказаться. При знакомстве все тебя оценивают в первую очередь по внешнему виду, и если ты не «держишь марку», тебе могут просто не дать шанса проявить себя. По этой причине итальянцы весьма нетерпимы ко всем, кто от них отличается. Возможно, именно поэтому больше 90 % населения нашей страны составляют сами итальянцы.
А еще мы очень жизнерадостны. Это тоже составляющая имиджа, которую необходимо демонстрировать: человек должен излучать уверенность в себе. И отношение к жизни должно быть легким. Наверное, отчасти поэтому итальянцы бывают необязательными: могут не выполнить обещание, опоздать на встречу или вовсе не прийти на нее. Плюс к этому мы еще очень эмоциональны, можем картинно выяснять отношения на публике или признаваться в любви – все с удовольствием и для всеобщего обозрения.
Джессика, 19 лет, Китай
Для китайцев крайне важно придерживаться традиций, одной из которых является уважение старших. Мы с большим почтением относимся к родителям и неукоснительно следуем их советам. Даже профессию не можем выбрать самостоятельно, за нас это делают отец и мать, иногда даже не спрашивая нашего мнения. Я стараюсь относиться к этому с пониманием, но все же лично мне хотелось бы больше свободы в выборе жизненного пути.
Конечно, отношения во всех семьях складываются по-разному. Но обычно, чем богаче твоя семья, тем меньше у тебя свободы: всю жизнь ты будешь вынужден делать только то, что говорит тебе родня, чтобы сохранить и приумножить фамильное состояние.
В Китае родители нередко выбирают детям супругов, причем традиции требуют, чтобы мужья были старше жен. Недавно мой молодой человек сделал мне предложение, но он младше меня на полгода, поэтому наши родители категорически против свадьбы. Его отец даже пригрозил перестать помогать ему деньгами, если он не передумает.
Хорошей чертой для китайцев считается сдержанность и умеренность во всем. Но при этом мы постоянно сравниваем себя с окружающими: если у кого-то что-то есть, у тебя непременно должно быть то же самое и даже лучше. И для этого мы очень много работаем, мы крайне трудолюбивы. Вот почему многие родители с малого возраста отправляют детей учиться музыке, рисовать, заниматься спортом и многим другим – ребенок должен принести семье почет.
Ханна, 30 лет, Великобритания
Самое главное для англичанина – это быть самим собой, жить согласно своим убеждениям. Несмотря на врожденный консерватизм, англичане обладают очень широкими взглядами: мы уважаем чужие убеждения, традиции и открыты для восприятия всего нового. Быть может, эта черта зародилась в то время, когда Британия была мировой Империей и к нам переехало много людей из разных стран.
Наша толерантность проявляется и в отношениях между поколениями. Молодежи мы предоставляем полную свободу, чтобы у них была возможность выразить себя. Ведь когда они вступят во взрослую жизнь и начнут работать, им волей-неволей придется измениться.
Мы уважаем принцип неприкосновенности частной жизни. Быть может, где-то даже перегибаем палку. Например, на приветствие «Как дела?» мы не ожидаем получить какой-то ответ кроме: «Все хорошо, спасибо», потому что подробности могут оказаться слишком личными. Однако с близкими людьми мы действительно открыты. Многие из нас гостеприимны и радушны. И кроме того, мы очень сердобольны: если кого-то постигло несчастье, мы всегда готовы помочь; много усилий и денег тратим на благотворительность.
Англичане довольно циничны: мы везде видим плохое или ожидаем его от других. Мы много критикуем – как окружающий мир, так и себя. Однако это побуждает нас постоянно стремиться к совершенству. Кроме того, именно цинизм и самокритика являются источниками нашего особого английского чувства юмора.
Марко, 40 лет, Чили
Чилийцы – люди прямые и откровенные. Так что не удивляйтесь, если при встрече с человеком, которого давно не видели, он спокойно скажет, что вы растолстели. Нам просто нравится называть вещи своими именами.
Как правило, мы скромны по натуре, и даже те, у кого есть деньги, не кичатся своим состоянием. Да, у них может быть большой дом, но он будет спрятан за высоким забором, так что никто его не увидит. Даже одеваться чилийцы предпочитают неброско – в черное, коричневое и серое.
При первом взгляде мы можем показаться замкнутыми и не очень дружелюбными. Но если вы сблизитесь с чилийцем, он будет вашим лучшим другом, щедрым и заботливым. Вообще, вся наша жизнь завязана на социальных отношениях. Семья, соседи, сотрудники, одноклассники и друзья детства образуют сеть, с помощью которой чилиец решает все свои проблемы. Но самое важное для нас – это семья. И никого не удивляет, когда под одной крышей живут несколько поколений и вдобавок пара дальних родственников.
Чилийское общество достаточно религиозно, и в нем традиционно доминируют мужчины. Эта ситуация постепенно меняется, но пока женщины чаще всего занимаются лишь домашним хозяйством и детьми, а если и работают, то им платят меньше, чем мужчинам.
А еще мы любим танцевать, и не только наш национальный танец la cueca – откровенно говоря, мало кто его знает. Чилиец, обычно пунктуальный днем, вечером может забыть о времени и провести всю ночь на дискотеке.
Барри, 20 лет, Таиланд
Жители Таиланда – приверженцы традиций, сохранять которые помогает буддизм, его исповедует 90 % населения. Несмотря на то что наша страна в 1932 году стала конституционной монархией, король по-прежнему очень важен для нас – это символ единства нации, мы относимся к нему не просто с уважением, а с благоговением.
Основу менталитета тайцев составляют «пять С». Первое – «суай» – красота. Мы считаем, что и сам человек, и то, что его окружает, должно быть красивыми и ухоженными. Второе – «сабай» – умиротворение и удобство. Надо избегать неприятностей и самому не доставлять их другим. Третье – «санук» – радость. Нужно получать удовольствие от жизни и чаще испытывать положительные эмоции. Четвертое – «супхап» – вежливость. И пятое – «сукхапхап» – здоровье.
У нас очень крепки семейные узы. Как правило, дети покидают родной дом, когда им исполняется 25 лет. Но они всегда могут вернуться, если в их жизни возникли проблемы. При этом как сыновья, так и дочери обязаны заботиться о престарелых родителях.
Мне кажется, наш менталитет постепенно сближается с западным. Это началось около 120 лет назад, после того как один из наших королей Рама V провел реформу государственного строя и началась демократизация. К тому же, следуя примеру наших правителей, многие родители отправляют детей получать высшее образование за границей. Само собой, они не только привозят оттуда новые знания, но и меняют свое отношение к некоторым жизненным ценностям.
Джерилин, 31 год, США
Сложно описать американский менталитет, потому что страна огромная и в разных штатах люди разные. Что я могу выделить общего, так это отношение к материальным ценностям. Большинство из нас не сильно беспокоится о своем внешнем виде во многих ситуациях. Обычно мы предпочитаем свободный стиль одежды – те же джинсы, например. В то же время многие американцы крайне озабочены тем, насколько шикарны их машина, дом, мебель и все остальное.
Другая отличительная черта – набожность. В штате Айова, где я живу, большинство населения исповедуют христианство. Люди не стесняются говорить о религии и часто ссылаются на Библию в повседневных разговорах. Я не религиозна и не очень одобряю эту часть американского менталитета: мне кажется, у религиозных людей очень категоричные взгляды на мир. Причем, насколько люди религиозны, настолько же они и патриотичны – не знаю, как это связано. Если я выгляну в окно, то увижу как минимум четыре больших американских флага на домах соседей.
Не так давно много проблем в нашей стране было связано с ее этническим разнообразием. Люди моего поколения спокойно относятся к тем, кто от них отличается, да и поколение моих родителей тоже довольно терпимо. Однако при общении с людьми постарше нередко можно наткнуться на расистские взгляды.
Раша, 23 года, Ливия
Менталитет ливийцев определяется прежде всего мусульманской верой.
Но, естественно, не все ливийцы одинаковы. Я бы разделила их на три группы: на крайне религиозных, на людей с умеренными взглядами и на тех, кто ведет себя как обычные европейцы-немусульмане. Последних меньшинство, но они есть.
В большинстве наших семей мужчина является главным, он распоряжается всем. В том числе мужчины выбирают, за кого их дочерям или сестрам выходить замуж. Но насильно замуж не выдают, только по согласию самой девушки. Для нас крайне важны родственные узы, мы стремимся постоянно поддерживать связь со всеми членами семьи и во всем помогать им.
За последние двадцать лет появилось больше арабов, которые не столь догматичны. Например, раньше основная обязанность женщины заключалась в том, чтобы вести домашнее хозяйство. Теперь же многие из нас получают образование и работают, просто потому что надо зарабатывать на жизнь, которая дорожает. И теперь считается нормальным, если муж приглашает жену отпраздновать какое-то событие в ресторан, – прежде это было недопустимо.
Однако есть ливийцы, которые ведут себя слишком вызывающе. Многие из них научились этому во время жизни за границей. Вернувшись на родину, они начинают жить по своим правилам: мужчины пьют, девушки носят открытую одежду. Можно в новостях услышать даже про ливийских фотомоделей. Нас это шокирует! Я думаю, где бы ни жил ливиец, он все равно должен оставаться в первую очередь мусульманином.
Общество
Анна Шумицкая
-
Где-то слышал о русском менталитете: "В драке не помогут, в войне победят".
-
Это, наверное, потому что они силы берегут на случай чего посерьезней. А вообще мне кажется, что русские всегда помогут, особенно в драке.))
-