НЕ О "PUSSY RIOT"
Насмотрелся я вдоволь на сетевой "обезьянинг" в рамках предвыборной "антипутиниады". Печально, чёрт возьми - дай дураку рупор... Ладно, я понимаю, что такое свобода личности. Имеет человек осмысленную, аргументированную позицию - вперёд! Бог в помощь. Но я до сих пор ни как не могу понять, что есть такое свобода толпы. Сам я тогда не был "за" или "против" и, вообще, будучи предельно апполитичным, наблюдал за этим всем шалманом самым что ни на есть объективным, беспристрастным и пофигическим взглядом. Как рыбак, за стадом баранов, проходящих по противоположному берегу. Теперь дело немного иного характера.
Наконец-то, по настоящему задеты и МОИ ЛИЧНЫЕ гражданские, отцовские и религиозные чувства!
Дело разумеется не в самой этой идиотской выходке девчонок из Pussy Riot. Кто из нас не делал глупостей в нежные годы? Дело в том дерьме, которое развезли вокруг этой истории! Надо же чего напридумывали... Ни за что не поверю, что в головах этих "сикушек", на тот момент было что-нибудь иное, кроме жажды дешевого PRа. Какое там к хренам выражение каких-либо взглядов?! И да Бог с ними с доморощенными и зарубежными поп- и рок- звёздами, а так же прочими личностями, склонными к эпатажу, и с их "акциями в поддержку". За народ обидно! С какой жадностью наш народ хлебает эту халявную грязь! Мракобесы, с одной стороны, устроили настоящую охоту на ведьм. С другой - безликая толпа, объединённая, разве что, недостатком воспитания, нравственности и внутренней культуры, опять найдя себе новых идолов, под подстёжки сектантов, еретиков и безбожников, щедро льёт помои на РПЦ и отдельных Её членов. С третьей - "гражданские силы" со своей политиканской демагогией. С четвёртой - прочий сброд... Гадко. Почитал тут обращение группы адвокатов (Открытое письмо Адвокатского сообщества http://www.novayagazeta.ru/news/58750.html) - до сей поры не встречал я ещё такого идиотизма и юридической белиберды.
И вообще, чего ещё обсуждать-то тут? Ясно, что КАРАТЬ может быть и не стоит, но и по головке гладить за это нельзя. Кому из вас понравится, если, например, на похороны к вам заявится кучка подростков с какой-нибудь эпатажной выходкой? А ведь знали девочки куда пойти - надеялись, даже не на одну только христианскую терпимость, а ещё и на гражданскую безнаказанность. Понравилось мне одно замечание: "В мечеть бы не пошли"...
Печально. Очень печально от этого всего. Пакостники в храмах. Интернет-горлопаны и прочие "свободолюбивые по возможности" граждане. Хотя может оно и вправду так: "Если к народу долгое время относиться по свински, то он начинает вести себя как животное."?
Общество
Алексей Чернышов
-
Так, в сущности, и есть. В последнее время я особенно ясно ощущаю это на себе. Смотрю/читаю новости - и не верю глазам и ушам: накатывает чувство собственной "цивильной" беспомощности, плавно перерастающее в гнев на уровне "Я готова, а ты готов? Поджигать ночью машины ментов..." Ярость не бывает бессильной только на физическом уровне, увы...
-
Извините, мне кажется что я не совсем Вас понял. Вы говорите о безмозглом, но чутко управляемом и направляемом толпизме; о, вызванном ощущением вседозволенности, личностном экстремизме; о новой волне национальной общенародной безнравственности или о чём-то ином?
-
-
Мне кажется народу все еще нужно "хлеба и зрелищ"... А по-свински... Абсолютно верно - "Если к народу долгое время относиться по свински, то он начинает вести себя как животное."
-
В том-то и странность нашего менталитета. Хлебом и зрелищами отвлекали народ от политики в одной из колыбелей древних демократий. А нашему необходимо либо всё вместе да от пуза, но и тогда он не останется доволен. Лишь голод, тьма, страх и унижение могут принести нам счастье. И это счастье будет заключаться лишь в отсутствии необходимости какого-либо выбора.
-
-
Честно не очень понял как связана свобода выбора и эти "пусси"? На мой взгляд с одной стороны-марионетки в руках "продюссеро-политико-идиотов", а с другой стороны не сильно красивая игра в "да, мы схавали эту провокацию". Согласитесь, что нормальный человек не будет вести себя в "святом месте" вызывающе-как бы он не относился к церкви и религии, и также нормальные политики не будут защищать церковь с юридической стороны-зная, что это провал.... Видимо это немного: отвлечь внимание от правительства и проблем; выставить молодёж полными свиньями; показать, что вот они-те, кто ходил на митинги; ну и пиар религии и веры конечно, не без этого....?
-
Святое место не зря заковычено) Могу выступить в роли живого экспоната. Я девушек прекрасно понимаю. Прошу считать ненормальной: "плюнь в меня" очередным деликатным законопроектом, и вот уже в руке бутылка с бензином, на голове шапка с прорезями. Я ЛИЧНО на грани. О том и говорю: без толпы, без единомышленников... я лично, практически интимно оскорблена тем, что происходит в стане, гражданином которой я являюсь. Мне стыдно за свой паспорт.
-
Пост не о Pussy. Пост о народной реакции. Нормальный человек действительно не станет себя так вести. И я не имею ввиду этих девчат, артистов, адвокатов и политиков - у них всех, присутствует, во всяком случае, какая-то мотивация. Наро-од... Вот что меня поражает! Наро-од, которому дали ощущение свободы и который готов сегодня орать: "Осанна в вышних", а завтра: "Распни его".
-
-
Прочитал пост. Такое ощущение, что это наброски сценария 3-й серии "Собачьего сердца" уже в современное время. Ну да по порядку.
1. По девушкам. Рекомендую просмотреть/прочитать материалы суда, хотя бы их заключительные слова. Кстати, неплохо это сделать и в отношении текста обвинения. Возможно, будет более понятна позиция девушек. Пока в посте идет повтор какого-то уже сто раз высказанного стереотипа.
2.Вот мы 10-й номер делаем про язык. Думаю своевременно. Ведь каким языком написан этот пост? Примеры: "гадь где хочешь, сетевой "обезьянинг", как рыбак за стадом баранов, дело в том дерьме, сикушки, жажда дешевого PRа, хлебает эту халявную грязь, мракобесы, безликая толпа, новые идолы, под подстёжки сектантов, еретиков и безбожников, льёт помои, политиканская демагогия, прочий сброд, гадко, идиотизм и юридическая белиберда, интернет-горлопаны". Думаю достаточно. Это не язык Пушкина.
3. По сути проблемы. Конечно, "и вообще, чего ещё обсуждать-то тут? Ясно, что КАРАТЬ может быть и не стоит, но и по головке гладить за это нельзя". Поэтому их не расстреляют, не забьют камнями на Красной площади.Так, через недельку судья госпожа Сырова 2 часа будет повторять речь прокурора с упором на разжигание религиозной ненависти. Затем выпьет чаю и объявит приговор: 3 года в колонии общего режима. И спокойно вечером ляжет спать, доведя количество рассмотренных дел до 179, из которых одно (!) странным образом было с оправдательным приговором. И мнение професиональных юристов числом под сотню (см. открытое письмо адвокатского сообщества) будет никому не интересно. Все перевесит таинственный звонок из ... с указательной цифрой для приговора. Ее начальник Данилкин поздравит с "профессиональной" работой с намеком на удовлетворенность свыше. Ей, возможно, выпишут не самую маленькую премию и отпустят в отпуск. А наш самый талантливый, просвещенный и умный народ, обсудив на работе и в интернете это событие, с привычным вниманием будет и дальше слушать сказки из телевизора про наших врагов и светлое будущее...
-
Борис, возможно Вы прочли пост, не обратив внимания на его заголовок. Бог уже с ними с этими девчатами. То что происходит сегодня в суде, в том числе и их заключительные слова, мне даже не приходит в голову пытаться рассматривать объективно. Понятно, что это часть сценария, написанного по мотивам происшествия и результат работы групп "продюсеров" с обеих сторон. О самой судебной системе, даже говорить уже лень...
Я лишь - О НАРОДЕ!
Тут на счёт "Собачьего сердца" вы попали в точку. Именно в таких ситуациях мне вспоминаются этот потрясающий монолог:
"- Разруха, Филипп Филиппович.
- Нет, - совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, - нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от употребления самого этого слова. Это - мираж, дым, фикция, - Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы, отчего две тени, похожие на черепах, заерзали по скатерти. - Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? - Яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее. - Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат "бей разруху!" - Я смеюсь.(Лицо Филиппа Филипповича перекосило так, что тяпнутый открыл рот).Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, доктор, и тем более - людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!"
А теперь на счёт языка... Есенин, Маяковский, Северянин, Бродский, не менее русские, чем Пушкин. Впрочем как и Ваш покорный слуга.
-
Андрей!
Конечно, пост был о свободе, только о свободе толпы (какой?), о том, что были задеты Ваши "ЛИЧНЫЕ гражданские, отцовские и религиозные чувства" (кем и какие???). И только потом это раскрывалось на примере известных девушек: "ни за что не поверю, что в головах этих "сикушек", на тот момент было что-нибудь иное, кроме жажды дешевого PRа. Какое там к хренам выражение каких-либо взглядов?!". Почти классика - Пастернака не читал, но он гад.
1. "Собачье сердце" Булгаков написал в 1925 г. после окончательной победы Ленина. Михаилу было всего 30 лет. Но тогда мудрость приходила, очевидно, быстрее.
2. За семь лет до этого наш знаменитый ученый И.Павлов прочитал нобелевскую лекцию "О русском уме", где по сути дал подробный анализ умственных способностей нашего народа. Текст лекции можно посмотреть в моем дневнике на этом сайте. Частично она сохранила актуальность и в настоящее время.
3. И о наших днях. Приведу мнение Ирины Прохоровой по этой теме, чей авторитет лично у меня вызывает доверие:
Ирина Прохорова, главный редактор Издательского дома «Новое литературное обозрение»Чему учит история: что общего у Pussy Riot с Адамом Смитом?
…Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом…
К нам просвещенье не пристало,
И нам досталось от него
Жеманство – больше ничего…
А.С.Пушкин
Август в русской истории – традиционно роковой месяц, период социальных волнений и катаклизмов.
И в этом году он не обманул наших ожиданий, начавшись с суда над Pussy Riot.
С точки зрения элементарного здравого смысла раздувание ничтожного инцидента до громкого международного политического процесса воспринимается как заведомый абсурд, кафкианская фантасмагория.
Не будем, однако, забывать, что в кажущемся социальном безумии всегда есть жесткая внутренняя логика, и расколовшееся общественное мнение по вопросу о судьбе Pussy Riot тому самое яркое подтверждение. Если одна часть граждан считает уголовный суд над молодыми женщинами и нависший над ними жестокий приговор средневековым варварством, то вторая полагает саму провокационную акцию кощунством, заслуживающую самого сурового наказания. Налицо столкновение двух принципиально разных ментальностей и ценностных систем, двух картин мира.
Понять глубинную суть происходящих процессов поможет нам историческая аналогия, для чего предлагаю всем перенестись в Западную Европу XVIII века.
Это был сложный переходный период в истории европейского модерного времени. После свирепых и изнурительных религиозных войн XVII века все интеллектуальные силы были направлены на осмысление и преодоление травматического опыта, на поиск основ нового социального порядка. Во Франции энциклопедисты развивают идею «республики словесности» и «гражданина мира»; в Германии Иммануил Кант исследует границы разума и опыта, а теоретик искусства Готхольм Лессинг размышляет о конфликте веры и догматов Священного писания; в Англии философ Дэвид Хьюм и экономист Адам Смит разрабатывают философию морали.
Я недаром упомянула имя Адама Смита, который широкой общественности старшего поколения в основном известен как один из «основных источников» марксизма, а поколения младшего – как отец либеральной экономики, создатель концепции всесильной «невидимой руки рынка».
Но хотя всемирно известным Смита сделала его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), сам автор считал своим главным трудом «Теорию нравственных чувств» (1759). В нем Смит исследовал причины внутренней человеческой потребности в моральном суждении, в создании нравственных систем ценностей вопреки врожденному личному эгоизму. Отдавая предпочтение своей более ранней книге, Смит по сути был прав, поскольку центральным нервом эпохи был поиск философской и нравственной легитимации нарождающегося светского (т.е. гражданского) общества.
Моралистические трактаты, споры о природе искусства и происхождении государства, столкновения научных и религиозных взглядов – все было подчинено выработке этического обоснования новой концепции человека: автономии от диктата государства и церкви, расширения гражданской и частной инициатив, преодоления сословных перегородок, свободы вероисповедования и т.д.
И только в свете утверждения нравственности и «естественности» нового модуса существования становится понятной смитовская метафора «невидимой руки рынка». Это не универсальная отмычка для решения любых социальных проблем любого государства, как наивно полагали российские реформаторы начала 1990-х годов. Это один из экономических механизмов, приводимых в действие людьми, объединенными «сочувствием и симпатией» друг к другу, что позволяет ограничивать индивидуальный эгоизм и приумножать общественное благо.
Я прошу прощения у просвещенного читателя за перечисление азбучного набора истин, но мне повторение пройденного важно для размышления о российской современности.
Парадокс нашего молодого гражданского общества состоит в том, что оно существует как бы «вопреки всему», т.е. фактически незаконно с точки зрения нынешних государственных и религиозных деятелей. Нашей светской культуре явно не хватает весомых аргументов в защиту своих прав и свобод, способа и стиля жизни.
Показательные процессы последнего десятилетия, начиная с дела Ходорковского и судьбы выставки «Осторожно, религия!» и кончая нынешним судом над Pussy Riot, показывают, что все экспертные оценки экономической эффективности предприятия, художественной значимости произведений, апелляции к Конституции и правам человека легко побиваются одним-единственным аргументом: оскорблением чувств верующих/ветеранов/простых граждан и т.д.
Получается, что мораль и нравственность оказываются безраздельной собственностью авторитарной системы, а сторонники демократического, гражданского общества выступают в незавидной роли смутьянов, развратников, вольнодумцев, короче – «вольтерьянцев». В некотором смысле, мы сейчас находимся в том самом западноевропейском XVIII веке, когда жизненно необходимо сформулировать новую гуманистическую систему ценностей, сделать ее этической нормой для всего общества и тем самым оградить светскую культуру от клерикальных нападок. Почему этого не происходит, если мы так легко усвоили современную политическую риторику?
Дело в том, что российское образованное сословие, воспитанное на шедеврах европейской мысли и искусства, неосознанно закрывает глаза на очевидный печальный факт: в России никогда не было автономной светской культуры, полноценного гражданского общества.
История государства российского – это мучительная борьба за существование гуманистической светской культуры в глубоко религиозном обществе. Так было в императорской России, так было в России Советской. (Ведь Советский Союз был классическим фундаменталистским государством, где функцию тотальной агрессивной религии выполняла коммунистическая доктрина.) Воздух свободы 1990-х сыграл-таки с нами злую шутку: запустив рыночные механизмы экономики, демократически настроенная часть общества не позаботилась о подведении прочного этического фундамента под новое социальное здание.
Жонглируя заимствованным западноевропейским политическим лексиконом, мы вырываем его из исторического контекста, забывая, каким сложным и порой причудливым образом в разных странах складывалась своя социальная метафорика, описывающая новое общество: в одних случаях «свобода-равенство-братство», другом «невидимая рука рынка» и т.п.
Не найдя понятных и убедительных для постсоветского общества аргументов для обоснования нового порядка вещей, мы оставили его без нравственных опор. Не удивительно, что дезориентированное и раздраженное общество охотно приняло привычную религиозную картину мира, услужливо предложенную путинским режимом. На наших глазах вываривается адская смесь, составленная из обломков тоталитарного сознания и ненаучно-фантастических представлений о «традиционных ценностях». В этой этической системе нет места милосердию, состраданию, уважению к личности, к его жизни и достоинству, праву на радостное и полноценное существование. Главными добродетелями вновь провозглашаются способность терпеть и государя любить. Что ж удивляться, если глупый и бестактный демарш Pussy Riot наш самый гуманный суд в мире квалифицирует не как мелкое хулиганство, за которое полагается штраф или неделя общественных работ (например, уборка в том самом храме, где по недомыслию набедокурили), а как тягчайшее преступление, сопоставимое с убийством и насилием.
Если не противопоставить новоиспеченному мракобесию иные твердые ценностные ориентиры, то скоро эта «старо-новая нравственность » станет единственной и безальтернативной общественной моралью.
Не пора ли нам, опираясь на европейскую интеллектуальную традицию и собственный опыт последнего двадцатилетия, внимательно и непредвзято пересмотреть двухвековую отечественную историю борьбы за гражданское общество, воздав должное тем, чей вклад в создание общественного блага был либо не понят, либо недооценен (например, советским правозащитникам)? События последних месяцев показывают, что здравомыслящая часть общества готова к этой серьезной работе.
Конечно, забавно, что катализатором назревающей интеллектуальной революции выступают не основополагающие труды российских Кантов, Вольтеров и Адамов Смитов, а проделки девушек из Pussy Riot.
Что ж тут поделаешь, в постмодерную эпоху живем…
-
-
-
Извините, Борис, но меня зовут Алексей, хотя имя Андрей ни чем не хуже моего))). И не о свободе толпы этот пост. У толпы не может быть свободы, там об этом ясно написано.
Теперь о задетых чувствах:
1. Гражданские - ЛИЧНО МНЕ горько жить в обществе, где "катализатором назревающей интеллектуальной революции выступают не основополагающие труды российских Кантов, Вольтеров и Адамов Смитов, а проделки девушек из Pussy Riot.". ЛИЧНО МНЕ горько жить в обществе, где авторитет личности ни что, по сравнению с авторитетом толпы (Те же Pussy, уже и позабыли ЗАЧЕМ они приходили в Храм. Теперь они, не только говорят, но даже думают то что хочет толпа - они стали просто идолами, наделёнными какой-то мифической силой (Боже, как любит наш народ создавать себе идолов, чтоб потом служить им).
2. Отцовские - Как отцу двоих детей, мне страшно. Мне страшно за их будущее в обществе, где безнравственность и взаимонеуважение возведено сегодня в ранг национального героизма. В обществе, где уже не жаль распятого Христа, зато жаль панков. Сегодня я смотрю на них и понимаю, что со временем всё сложнее научить их быть добрыми и терпимыми. Я вижу что приходя из школы, с улицы, оторвавшись от телевизора и нета, они напрочь забывают эти уроки. Мне жутко от того, как они цинично глумятся над старыми добрыми мультиками.
3. Религиозные - Как христианину, мне скорбно смотреть на то как, по свой сути, добрые люди, наслушавшись и насмотревшись всей этой грязи, вылитой на РПЦ, не потрудившись даже разобраться что к чему и не попытавшись отделить семена от плевел, готовы побить камнями не Pussy, а первого попавшегося человека в рясе. Мне скорбно от того, что сегодня я слышу у себя в офисе о Церкви - ведь ещё вчера все они бегали крестить детей, освещать автомобили, ходить крестными ходами на Рождества и Пасхи в свою РОДНУЮ поместную церковь, а сегодня, совершенно безапелляционно, хулят и ругают тех самых батюшек, что крестили их детишек, обвиняя их в воровстве, блуде и обжорстве. Нет, не потому что, они их ловили за руки или держали им свечки, а только потому, что об этом кричит толпа. Слава Богу, мне удалось отстоять честь некоторых из них, которых я знаю лично, подробнейше рассказав коллегам как они зарабатывают на свои "Лады Калины" и на пропитание детей, которых в их семьях от 3х до 5ти человек. А ещё я рассказал, сколько добрых и спасительных дел сделал каждый из них. И ещё я рассказал куда в действительности уходят деньги, вырученные от продажи свечей и иконок. Всё это я знаю не по наслышке. Поверьте мне, дорогой Борис.
А почему эти чувства были задеты только сейчас? Да потому что я не интересуюсь политикой, как таковой, и любую власть воспринимаю как данную свыше. К тому же, сама история показывает нам какая власть и за что нам даётся в то или иное время.
Касаемо Булгакова... Мудрость, действительно, может быть вложена и в младенческие уста, а его мудрость мудра по истине. Когда каждый начнёт честно и добросовестно возделывать свой личный сад и относиться с терпимостью и любовью к соседям, в независимости от того каков сад у них, тогда наступит истинный Рай. Но для этого сначала нужно отделаться от привычки гадить друг другу на головы.