я могу изменить мир
На каждую силу всегда найдётся большая сила
Семён Скорынин
Все записи
текст

Не по плану

Журнал «ММ» публикует прозу молодых авторов.
Не по плану

ПЕРЕПОЛОХ

По единственной в деревне улочке неспешно брел отряд студентов. Молодые люди, словно туристы, беспрестанно озирались, тыкали по сторонам пальцами, бесцеремонно заглядывали во дворы и фотографировали редкие неприглядные уголки этого вполне себе уютного поселения.
     Утреннее беззвучие вокруг наводило на мысль, что деревенские еще спят, однако такое предположение было ошибочным. Все жители – пять старушек и два деда – даже не зевали спросонья, а на местной интернет-странице «Завалинка» шла активная переписка:
     «Подошли к дому Петровны…»
     «Что-то меряют в канаве…»
     «…стоят у косого столба…»
     «Тот, что в кепке, у них, похоже, главный…»
     «…может, бандиты?..»
     Подступив к последнему дому, студенты недолго совещались, затем, решившись вступить в контакт с аборигенами, нажали кнопку звонка на калитке.
     Тональность переписки на «Завалинке» кардинально поменялась:
     «Угрозы нет!..»
     «Говорят, будут нам помогать…»
     «И спутниковую тарелку починят?..»
     «…как тимуровцы!..» «А кто это?..»
     «Тома, ты не знаешь классику? Про них еще моя бабушка рассказывала, были такие бескорыстные помощники…»
     Жизнь в соцсети прекратилась быстро. Любопытные жители высыпали на улицу, желая воочию увидеть необычных гостей.
     Веселостью и задором молодежь быстро заслужила их расположение. Студенты усердно расспрашивали местных об особенностях быта, отмечали интересные детали в рабочих планшетах. Временами они вынимали из своих рюкзачков непонятного назначения приборы, втыкали их в землю, лезли с ними в электрощитки, прикладывали к стенам. В зависимости от результатов измерений их лица живо преображались, и старики узнавали для себя новые научные термины.
     Так все вместе шумной толпой бродили по дворам и закоулкам до самого полудня.
     Наконец Петровна опомнилась:
     – Вы, наверное, проголодались? Пойдемте в клуб, там у нас отличная столовая.
     – Спасибо, но некогда, – твердо отрезал юноша в кепке.
     Он достал из кармана видеофон, дал указания. Из-за угла вынырнул фургон и остановился перед собравшимися. Студенты начали прощаться с деревенскими и гурьбой полезли внутрь, а их разговоры враз переключились на предстоящие каникулы, речку, пляж. Будто еще минуту назад они не вели между собой умных диспутов про содержание гумуса в почве и скорость разрушения дорожного покрытия.
     – А как же… как же мы?.. – непонимающе развела руками Петровна, и следом за ней удивленно зашептались остальные. – А спутниковая тарелка?.. А столб?.. Ведь на десять градусов от нормы!.. И огород?..


     Парень в кепке хитро улыбнулся:
     – Все будет! Поможем!
     В это мгновение распахнулись задние двери фургона. Оттуда резво, как футболисты, выпрыгнули четыре молодца. Лицом они были похожи друг на друга, рослые, плечистые, в серых рабочих куртках и брюках. Четверка поздоровалась по-армейски бодро, но специфичный гул жестяного нутра выдавал их природу.
     – Вот! – гордо пропел студент. – Они-то и сделают и починят все, что мы отметили в своей базе. И даже больше – все, что потребуется!.. Это наши опытные экземпляры, но самые лучшие. Мы их целый год собирали!
     – А… – со скрипом в голосе вырвалось у Петровны.
     – Даже не переживайте, они способные и работящие!.. Но мы за ними присматриваем на всякий случай. Все их действия непрерывно отражаются в нашем рабочем дневнике, так что с ними у вас хлопот не будет… – уверенно кивал он. – А главное, нам самим очень важно, чтобы… как вы их назвали?.. «новые тимуровцы»?.. чтобы они сделали жизнь в деревне краше… Если они не справятся, то нам практику не зачтут! Понимаете!?..
     Остальные студенты уже расселись в салоне, и водитель нетерпеливо просигналил.
     Пока Петровна ошарашено поглядывала на четверку в серых робах, староста отряда запрыгнул в кабину и оттуда бросил напоследок:
     – Отдыха тимуровцы не знают, и кормить их не надо. Укажите розетку, и в нужный момент они сами подойдут, зарядят свои аккумуляторы… Ох! Чуть не забыл!.. – Он протянул пожилой женщине маленькую флэшку: – Это инструкция по применению. Так положено, но вам не понадобится.
     Дверь захлопнулась, фургон развернулся и с ветерком полетел из деревни.
     Глядя ему вслед, старики лишь печально пожали плечами:
     – Еды-то нам не жалко, всех бы накормили… Столько ж припасов с зимы осталось…

     На «Завалинке» теперь царили невеселые смайлики, а меж них прорывались отрывистые реплики:
     «Уехали…»
     «Молодежь…»
     «Вот и мои такие же – все быстро…»
     «…я жду гостей только через месяц…»
     «…А мои нынче за границей…»
     «И что будем делать?..»
     «А эти?»
     «…пусть работают…»  

ТИМУРОВЦЫ В ДЕЛЕ   

На все про все роботам-помощникам их изобретатели отводили месяц. Однако спустя неделю, когда студенты впервые сподобились изучить записи в дневнике, их удивлению не было предела: что делают их подопечные? Что с ними случилось?   

Яркий студенческий фургон вновь катил по деревне, из его окон выглядывали загорелые лица. 
     Вокруг привычная тишина и покой. При этом покосившийся столб все в том же положении, забор напротив не покрашен, ливневка у дороги не прочищена.
     – Смотрите! Там!..
     Фургон остановился. Студенты высыпали на дорогу и быстро подбежали к ближайшему двору. Среди зелени сада они заметили серую робу. Рослый тимуровец расхаживал среди деревьев и временами, тыкая по сторонам пальцами, радостно приговаривал:
     «Пассер Доместикус!..»
     «Турдус Филомелос!..»
     Неужели сломался? Молодые люди чуть не выдавили кнопку звонка на калитке и уже намеревались штурмовать невысокую преграду, когда наконец из сада показалась Петровна. 
     Излишняя взволнованность юных гостей ее удивила, а посыпавшиеся со всех сторон вопросы запутали, ведь на самом деле ничего страшного не произошло. Свободного времени у стариков было достаточно, и они первым делом педантично изучили инструкцию с флэшки, откуда узнали, что в роботах-тимуровцах действительно заложена уйма способностей и полезных знаний.
     – А спутниковую тарелку починили?.. Огород вспахан?.. – вновь затараторили студенты и достали рабочий планшет, чтобы ставить галочки в нужные пунктики.
     – Да, это подождет… – отмахнулась Петровна, – с огородом электроплуг справится. Пусть неровно, но это не беда… Мне бы с птицами в саду определиться: кто есть кто, кто что клюет?..
     – Так ведь нет ничего проще, – засмеялись студенты, дивясь таким сложностям – птиц считать! – Давайте прикажем «тимуровцу» соорудить пугало, ловушки, и тогда…
     – Зачем? – испугалась женщина. – Не надо! Пусть клюют, мне не жалко.
     «Мотацилла Альба!» – произнес робот, и на планшете Петровны отобразилась страница из энциклопедии с изображением трясогуски.
     – Ну, и? Что это дает?
     – Ну, как же, это ведь очень интересно! Я уже сделала столько открытий в своем, казалось бы, обычном саду! Просто потрясающе!.. Без вашего робота это было бы невозможно…
     Столь странное задание для силача студентов удивило, но все же успокоило их бурно разыгравшуюся фантазию.



     По указанию Петровны второго тимуровца они обнаружили в клубе. Тот сидел в центре зала за широким столом и, искусно манипулируя иголкой, размеренно озвучивал заложенный в него курс вышивания крестиком. Его советам внимали несколько женщин, пополнивших клуб из соседней деревушки. Используя небольшие паузы, робот поворачивался в другую сторону и вел партии в шахматы, нарды и шашки еще с тремя разумными оппонентами. Студентов увиденное покоробило – целый год работы, а «новые тимуровцы» пропадают на нелепых заданиях!
     Третьего подопечного они искали долго и, увидев, узнали не сразу. На просторной поляне в кресле возлежал атлет, облаченный в летнюю рубаху и шорты, а глаза скрывали черные очки. Рядом возле большого стола суетились две модно одетые пожилые дамы. Они расставляли чайные приборы и тарелки со сладостями. Атлет следил за происходящим и тоном воспитанного аристократа давал советы по сервировке.
     Дамы, завидев студентов, пригласили их на чай.
     – Присоединяйтесь к нам, уже почти все готово! Сейчас и Петровна подойдет с Тимошей… Осталось только красиво расставить угощения… Хорошо, что есть Николя, он знает правила этикета!..
     – Николя? – уныло переспросили гости. 
     Но тимуровец Николя снял очки и обратился к ним сам:
     – Молодые люди, будьте так любезны, принести из кладовой еще семь стульев.
     Воцарилась секундная пауза.
     Староста студенческого отряда от негодования покраснел: дожили, железно-пластиковое, бессердечное, бездушное существо отдает ему распоряжения! А остальные вдруг разом покатились со смеху и зазвенели так громко, что со стороны это больше походило на истерику.
     Когда вокруг немного стихло, староста задался важным вопросом:
     – Ребята… и как мы теперь отразим этот провал в отчете!?..
     Судьбоносный вопрос молодых людей озадачил.
     – Все же это не провал, – рассудил один из студентов. – Мы ждали, что дело пойдет по нашему плану, никуда не сворачивая, но в жизни, как видите, выходит иначе… С другой стороны, разве наши тимуровцы не помогают? – Помогают! Так что предлагаю отразить в отчете их общественную, так сказать, направленность. Возможно, это и есть их призвание?
     Этот вывод остальных воодушевил не сильно, но альтернативных идей ни у кого не нашлось. 
     Оставалось только узнать про четвертого работягу. Но о его судьбе студенты услышали лишь за чаем, когда пожилые дамы разговорились. Они долго горестно охали и извинялись, что в этот раз вышло не по инструкции. Всему виной оказались деды – заядлые рыбаки, они взяли «тимуровца» с собой в поход, да не просто так, а с ночевкой.
     – Там и огонь разжигать, и дрова колоть, и сумки тяжелые таскать… – сокрушались старушки, – и про аккумуляторы-то напомнили, вдруг разрядятся? А дедам – хоть бы хны!..
     Впервые за весь день лица студентов просветлели.
     – В поход, говорите? На сутки?.. На сутки – хватит, не разрядятся! И, вообще, в походе он помощник хороший – в нем сила, ловкость, сноровка!.. – горделиво кивали они, представляя своего героя в деле. Вот хоть кто-то оправдал их чаяния, и теперь будет о чем рассказать своим кураторам, не стыдясь. – А его-то как назвали?.. Георгий?.. Подходяще! Так в отчете и запишем!..  

Иллюстрации Марины Бартош

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK