Метеонезависимость
В день без осадков на станции замеряют и высоту облаков (точнее, их нижнего яруса) с помощью светолокации: световой импульс посылается излучателем и после отражения от облаков принимается на земле, отражаясь на экране осциллографа. Время, проведенное пучком света «в пути», затем пересчитывается в метры.
За более чем сорокалетнюю историю метеостанции на Петроградской стороне и сами методы исследования, и наблюдаемые параметры остались неизменными. Но кое-что все же вносит коррективы в работу метеорологов.
– То, что станция находится в центре города, не может не сказываться на точности данных. Например, достоверно мы можем определить скорость ветра, который дует с севера. А вот в случае с восточным ветром возможны погрешности из-за появившейся в последние годы жилой застройки, – рассказывает Нина Александровна.
После того, как наблюдатель снимает все показания (времени на это уходит немногим больше, чем вы потратили на прочтение этой статьи), они кодируются и отправляются в метеоцентр для составления прогнозов. Например, в коде «10102» первая цифра обозначает температуру, вторая – что она выше нуля, а остальные – собственно показания термометра до десятой градуса.
После поступления в гидрометцентр информация со всех станций в городе и области объединяется и наносится на синоптическую карту. На ее основе и составляются прогнозы.
«Если бы погода не менялась, у людей не было бы столько тем для разговоров», – говорят англичане. Что бы ни творилось сейчас за вашим окном: дождь, снег, а может, кому-то светит солнце, – прогноз погоды для большинства жителей этой планеты означает возможность заглянуть в завтра.
Почему, несмотря на развитие метеорологии, синоптики продолжают ошибаться? На этот вопрос нам ответил Игорь Русин, доктор географических наук, профессор СПбГУ.
– Синоптический процесс, который формирует погоду, описывается, прежде всего, барическими полями (будущим распределением областей пониженного и повышенного атмосферного давления). Прогноз погоды для специалиста – это, в основном, прогноз изменения барических полей. Сейчас он имеет высокое качество до 72 часов, которое ухудшается за 5–7 суток. При этом прогноз температуры воздуха в конкретном пункте дается с высоким качеством лишь на 48 часов, а прогноз осадков и вовсе оправдывается в основном качественно (будут/не будут). Просто эти метеорологические характеристики очень зависят от особенностей ландшафта и рельефа, учет которых пока не слишком точен.
Источники для формирования прогнозов погоды очень разнообразны: это наземные и надводные метеорологические наблюдения; специализированные спутники; корабли погоды с метеорологической аппаратурой; станции зондирования лазером или радиолокаторами. Все измерения стекаются в региональные центры, рассредоточенные по всему миру. Эти данные подвергаются контролю, сначала автоматическому, а в сложно диагностируемых случаях – экспертному контролю специалистов. Затем строятся карты погоды, с помощью которых специалист-синоптик принимает решение о прогнозе.
Именно ответственность специалиста превращает сообщение о погоде в прогноз. В этом смысле прогнозистом является даже не синоптик, а руководитель метеослужбы региона, который получает на эту работу финансирование и юридически за нее отвечает.
При этом есть территории (в горах, например), где из-за особенностей рельефа расчеты по моделям очень отклоняются от реального движения атмосферы. В таких областях погоду предсказать особенно сложно. Санкт-Петербург – место не самое трудное для прогнозиста, даже с учетом коррективов, которые вносит Балтика. А вот в Сочи этой зимой для синоптиков будет настоящее испытание.
Общество
Анна Муравьева