я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Хождение по рекам

В 1815 году со стапеля завода Берда в Санкт-Петербурге сошел первый русский пароход «Елизавета». Год спустя суда на паровой тяге уже ходили по Волге, а через четверть века пароходы появились и на сибирских реках. С ними медленно уходил в прошлое бурлацкий промысел. Его закат занял не один век, но закономерно случился – тяжелый труд таких артелей привлекал только оплатой. О том, кто такие знаменитые «бурлаки на Волге» и чем они занимались, – в нашей статье.
Хождение по рекам
Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре. Фото: Захар Виноградов, МАММ / МДФ, russiainphoto.ru

Кто такой бурлак?

Значение слова «бурлак» наиболее полно раскрыто в словаре Владимира Ивановича Даля: крестьянин, который искал заработок вдали от дома, нередко на реке; бездомный холостяк, бродяга; грубый, дикий, агрессивный забияка. Оттуда появилась и «бурлачка» – сварливая, неуживчивая баба. А «бурлачить» – заниматься или добычей, или дебоширством.

Но мы знаем бурлаков как работников, которые тянули суда по течению реки или против него. Работа тяжелая, почти каторжная. Негласно бурлаки делились на две «касты». В первую входили профессионалы из верхнего Поволжья, которые знали реку и считали бурлачество своей долей, а в низшем ранге были люди пришлые, которых привела нужда.


«Бурлак, держащийся за лямку» Василия Верещагина, art-catalog.ru

К началу XIX века среди артелей преобладали бурлаки из Пензы, к середине столетия первенство перешло к рязанским и нижегородским. Однако статус столицы бурлачества носил город Рыбинск.

Хождение по реке делилось на сплавное (по течению) и взводное (наоборот). При сплаве бурлацкая артель помогала в управлении судном и преодолении порогов, стаскивала корабль с мели, «паузила» – перегружала товары на малый «флот». Порою бурлаки становились гребцами. В половодье они шли по нагорному берегу, где черт ногу сломит. На хороших тропах, бывало, использовали лошадей. Но предложение рабочей силы оказывалось так велико, что выгоднее было набирать бурлаков: «Кобылку в хомут, а бурлака в лямку».

Бурлацкий паспорт, 1799 г. statehistory.ru

В мае 1871 года бурлаком-«зимогором» на Волге работал писатель Владимир Гиляровский. В ходе эксперимента за 20 с лишним дней он протопал с лямкой 150 верст. А на пристанях в Рыбинске грузчиком-«крючником» трудился писатель Максим Горький – таскал мешки по 160 кг.

История волочения судов

Зарождение бурлачества порой датируют XVI веком, упуская, что Русь исстари промышляла доставкой товара по водным артериям как из варяг в греки и хазары, так и наоборот. Ясное дело, без тягловой силы дело не обходилось. Торговля росла, а крестьяне не прочь были пошабашить на реке.

За навигацию бурлак получал «чистыми» до червонца, когда корова стоила трешку. Но заработок был сезонным: зимой реки замерзали, летом – сохли; «большая вода» случалась весной и осенью. Об убогости профессии говаривали: «Бурлак, что сиротка: когда белая рубашка, тогда и праздник».

Число пароходов росло помалу: в 1856 году на Волге их насчитывалось около 60, притом невеликой мощности, в то время как тягловых судов еще в 1830 году – под 24 тысячи. И какая здесь конкуренция? Беда пришла не с воды, а с суши – коварный удар по бурлацкому промыслу нанесли железные дороги, где сбивали тарифы и делали доставку более предсказуемой. Срок перевоза сократился на порядок: поездом грузы из Петербурга на Верхнюю Волгу (дорога сдана в 1870 году) шли семь дней, по рекам – три месяца. К 1874 году транзит по Вышневолоцкой водной системе утратил спрос.

Бурлаки на Волге, 1895 г. gettyimages.ch

Прогресс напирал, с середины к концу XIX века численность бурлаков в России сократилась вчетверо – с 600 до 150 тыс. человек – и продолжала падать. Тогда же произошла отмена крепостного права – мужики подтянулись на заводы и фабрики. На реках придумали кидать якоря выше по течению и тянуть суда на паровой либо конной тяге. Но полностью обойтись без бурлака в России не получалось.

Груз тягали на барках – расшивах. От веса груженого судна рассчитывали число артельщиков – на каждого приходилось 250 пудов (более 4 т) груза. Тягали и 70-метровые ладьи в полторы тысяч тонн весом. Крепкий трос, которым бурлаки тянули расшиву, называли бечевой. От нее отходили тоньки с кожаными лямками на конце для зачаливания бурлаков. Крупнотоннажные барки ходили и с двумя бечевами: к коренной крепили боковую – подсаду. Берегом бурлаки шли по натоптанной тропе, которую звали бечевником.

Как все организовано?

Отряд бурлацкой тяги не был беспорядочной оравой. Впереди шел командир – «шишка», это был матерый и расторопный профи. Лямку он чалил (крепил к бечеве) впереди всей артели – ему ритм задавать. Правой ногой делали шаг, левую подтягивали. Если сбивались, то шишка кричал «Сено!» – артель шагала правой. Потом «Солома!» – левой.

Справа и слева от шишки шли его помощники – «подшишельные». Они приглядывали за «кабальными», которые досрочно проматывали оплату за рейс, были в долгу у артели и трудились без энтузиазма. Следом тащились разгильдяи (куда без них), которых с тыла подгоняли более старательные коллеги. Поодаль замыкал шествие «косный» – не слишком мощный, но проворный бурлак, следивший за бечевой, а то вдруг зацепится. Суда тяжело сдвигались с места. Бурлаки снимали их с мели, помогали при маневрах, шли при встречном ветре или против стремнины (случались и оба «наказания» сразу).

Бурлаки-грузчики, Саратов. statehistory.ru

В бурлацкой среде не были редкостью династии. Так же, из поколения в поколение, переходили ироничные прозвища по признаку землячества. К примеру, от побасенки «Тверичи через забор козу пряниками кормили, думая, что девка» их звали «козлятниками». Казанских величали по обстоятельствам: или «князья», или «свиное ухо». В начале XIX века среди бурлаков преобладали пензенцы – «толстоногие». Годах в 1840-х их потеснили простаки «макары» – рязанцы, как окрестил их Петр I, встретив у города трех Макаров подряд. Велика была доля нижегородцев – «водохлебов» (их город у реки, но на холмах: «воды много, а почерпнуть нечего»).


vk.com/makaroffroad

В 2015 году конструктор Алексей Макаров из Екатеринбурга разработал вездеход-амфибию «Бурлак», испытал его в экстремальных условиях и запустил в производство. Снегоболотоходы Макарова нарасхват не только на Крайнем севере, но и в Антарктиде.

Общим названием для бурлаков было безобидное поначалу «сволочи». Понятно, что суда по реке волокли (да бывало и по суше из реки в реку, когда недалеко). Отсюда названия городов: Волоколамск, Нижний Волок, Вышний Волочек. Однако находились в артели лихие люди, досуг которых ограничивался кабаком, что часто заканчивалось пьяными дебошами. Вот и стали всех хулиганов, кто «с волочи», звать особо.

В 1929 году Наркомат путей сообщения наложил запрет на бурлацкий промысел. В годы Великой Отечественной войны по необходимости закон местами нарушали. Теперь он канул в Лету. Да и желающих быть бурлаками не осталось.


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK