В яде медоносной пчелы содержится молекула, уничтожающая раковые клетки

Молекула, содержащаяся в пчелином яде, может подавлять рост особо опасных раковых клеток. Ученые сосредоточили свое внимание на определенных подтипах рака груди, включая чрезвычайно агрессивный тройной отрицательный рак (TNBC).
В яде медоносной пчелы содержится молекула, уничтожающая раковые клетки

Тройной отрицательный рак груди (ТОРГ) составляет примерно 15 процентов всех случаев рака груди. Его клетки производят больше молекул, называемых EGFR, чем нормальные клетки. Предыдущие попытки разработать методы лечения, нацеленные на эту молекулу, оказались неэффективными, потому что они также отрицательно повлияли бы на здоровые клетки. Известно, что яд медоносной пчелы обладает противоопухолевыми свойствами, но как он борется с клетками рака на молекулярном уровне до конца было неизвестно. Недавно ученые смогли приблизиться к ответу.

Пчелы используют мелиттин — молекулу, которая составляет половину их яда и делает укусы очень болезненными — для борьбы с патогенами. Этот пептид производится не только в яде, но и в других тканях насекомых, где он выделяется при попадании инфекций. В рамках эксперимента ученые подвергли выращенные в лаборатории раковые и нормальные клетки воздействию яда медоносной пчелы из Ирландии, Англии и Австралии и яда шмеля из Англии.

Было обнаружено, что яд шмеля, который не содержит мелиттина, но имеет другие потенциальные убийцы клеток, почти не влиял на клетки рака, а яд медоносной пчелы из всех частей тела имел значительный эффект.

«Яд оказался сильнодействующим, — сказала медицинский исследователь Сиара Даффи из Института медицинских исследований Гарри Перкинса. — Мы обнаружили, что мелиттин полностью разрушает мембраны раковых клеток всего за 60 минут».

Затем ученые протестировали действие мелиттина в сочетании с химиотерапевтическими препаратами на мышах. Экспериментальное лечение снизило количество молекулы, которую раковые клетки используют для избежания обнаружения иммунной системой.

Когда мелиттин был заблокирован антителом, раковые клетки, подвергшиеся воздействию пчелиного яда, выживали. Это говорит о том, что мелиттин действительно является компонентом яда, ответственным за смерть раковых клеток. Самое главное, что мелиттин практически не влиял на нормальные клетки, в частности, воздействуя на клетки, которые продуцировали много EGFR и HER2 (другая молекула, чрезмерно продуцируемая некоторыми типами рака груди). Это также влияло на способность раковых клеток размножаться.
Фото: USGS Bee Inventory and Monitoring Lab/Flickr/Public Domain Mark 1.0