Учёные СПбГУ провели археологические раскопки ижорского могильника конца Средневековья

Археологи СПбГУ завершили раскопки самого крупного ижорского могильника неподалёку от деревни Большое Стремление и изучили около 350 захоронений. Могильник является уникальным памятником, который свидетельствует о материальной и духовной культуре коренных народов России конца Средневековья и начала Нового времени.

Могильник, расположенный неподалёку от города Сосновый Бор, — важнейшее звено в раскрытии этнической истории Северо-Запада. Как поясняют учёные, он, скорее всего, был создан руками ижор — финноязычным крестьянским православным этносом, населявшим побережья Финского залива (на тот момент Ингерманландии).

В ходе раскопок исследователи изучили погребения XIII-XVII веков и обнаружили фрагменты костюма, православные крестики, части керамических изделий, ножи, женские украшения, шведские и русские монеты, боевой топорик и многое другое. Некоторую часть захоронений учёные датировали временами шведского владычества, а наиболее поздние из них были созданы не раньше 1671 года — именно тогда был изготовлен самый поздний объект, найденный учёными в юго-западной части кладбища, — шведская монета.

На данный момент открытые археологами останки анализируют антропологи. Исследователи надеются, что дальнейшее их изучение прояснит, как жили ижоры, которым принадлежали останки в могилах, в каких родственных связях они состояли и какие болезни переносили.

«Мы узнали много любопытных деталей — например, о торговых связях с европейскими городами, скорее всего, с Нарвой. Распространено мнение, что крестьяне XVII века — это бедные люди, занятые исключительно ежедневным добыванием пропитания. Однако найденные в могилах серебряные застежки или, например, обычные перочинные ножи, но не местной, а европейской работы являются индикаторами большего благосостояния, чем считалось ранее. Импортные ножи очень похожи на современные столовые. Пока мы не можем точно сказать, из какого дерева изготовлены накладки на их щечки, но это не те породы, которые растут здесь повсюду, — это другое дерево. Покупка такой простой вещи, как нож, у приезжего торговца, как мне кажется, довольно показательна: очень бедный человек вряд ли будет покупать себе дорогой импортный нож, если можно приобрести дешевый у местного кузнеца», — считает старший научный сотрудник лаборатории археологии СПбГУ Владислав Соболев.

Исследователи отметили, что на сегодня могильник у деревни Большое Стремление — самый крупный из полностью исследованных ижорских могильников. Итогом исследований этого участка может стать комплексная археолого-этнографическая работа, посвящённая коренным народам берегов Финского залива, их быту и культуре.

Фото: СПБГУ