Установлено, что вода в Солнечной системе была еще до появления Земли

Международная группа специалистов под руководством геохимика Жерома Алеона из Национального музея естественной истории Франции проанализировала изотопы воды в метеорите времен зарождения Солнечной системы. Было выяснено, что они совпадают с изотопами воды, найденными на Земле сегодня.
Установлено, что вода в Солнечной системе была еще до появления Земли

Начальный изотопный состав воды в Солнечной системе может многое сказать о происхождении воды на планетах. В рамках новой работы исследователи анализировали изотопный состав водорода в кальций-алюминиевых включениях (CAIs) из примитивных метеоритов, самых древних пород Солнечной системы. Этот анализ проводился для того, чтобы точно установить изотопный состав водорода, содержащегося в воде в начале формирования Солнечной системы.

Согласно радиометрической датировке, Земля образовалась около 4,54 миллиарда лет назад. Некоторые типы метеоритов старше Земли, многие из них выступают условной «капсулой времени», хранящей информацию о зарождении и формировании Солнечной системы. Процесс приращения массы небесного тела путём гравитационного притяжения материи на него из окружающего пространства обычно очень сильно нагревает тела, стирая следы их происхождения, из-за этого анализ содержания воды в них провести практически невозможно. Однако ученые имеют образцы метеоритов с незначительными признаками перегрева, что дает исследователям прекрасную возможность изучить изотопный состав водорода.

Ученые анализировали метеорит, найденный в Казахстане в 1962 году. Было установлено, что в нем содержатся элементы, которым более 4,57 миллиарда лет. Команда использовала визуализацию сфокусированным ионным пучком для идентификации и зондирования всех минералов в образце, а затем сравнила результаты с восемью земными эталонными материалами с широким диапазоном содержания воды.

Так как водород является одним из компонентов воды, изотопный анализ водорода может рассказать о том, какая вода взаимодействовала с этой породой. Анализ метеорита показал, что в первые 200 000 лет истории нашей Солнечной системы еще до образования планет существовали два больших резервуара. Один из них был богат водой, которая, вероятнее всего, была получена из массивного притока межзвездного материала. Причем вода по своему изотопному составу была похожа на современную земную воду. Эти результаты доказывают, что вода присутствовала и в ранней Солнечной системе. Исследование было опубликовано в журнале Nature Astronomy.

Фото: NASA/Reid Wiseman