Ученые раскрывают генетические секреты «сверхспособностей» летучих мышей

Специалисты из университета Стоуни-Брук получили данные о генетическом материале, ответственном за адаптацию и исключительные способности летучих мышей — например, использовать звук для перемещения в полной темноте, не поддаваться воздействию смертельно опасных вирусов, замедлять старение и сопротивляться раковым заболеваниям.
Ученые раскрывают генетические секреты «сверхспособностей» летучих мышей

Результаты секвенирования генома шести различных видов летучих мышей были опубликованы в журнале Nature.

Ученые обратили особенное внимание на эволюционные процессы семейства генов APOBEC3, играющего важную роль в иммунной защите от вирусов у млекопитающих. Однако, существуют генетические изменения APOBEC3, происходящие только у летучих мышей. Ученые считают, что детальное изучение этих изменений может помочь создать методы предотвращения опасных вирусных заболеваний у других млекопитающих, в том числе и у человека.

Чтобы сгенерировать и секвенировать геном летучих мышей ученые использовали новейшие технологии, принадлежащие DRESDEN-concept Genome Center. После секвенирования ученые разработали новые методы упорядочивания секвенированных частей, чтобы восстановить геном летучих мышей.

Ученые сравнили полученный геном летучих мышей с геномами 42 других млекопитающих, чтобы выяснить, какое место занимают летучие мыши в структуре филогенетического древа млекопитающих. Использовав новейшие филогенетические методы и анализ молекулярных данных, ученые обнаружили, что летучие мыши наиболее филогенетически близки к группе Fereuungulata, к которой относятся животные отряда хищные (к этим животным относятся кошки, собаки и тюлени, а также многие другие), панголины, киты и копытные.

Чтобы ответить на вопрос, какие геномные механизмы отвечают за уникальные адаптационные способности летучих мышей, ученые искали генетические различия между летучими мышами и другими млекопитающими, а также идентифицировали регионы генома летучих мышей, специфика развития которых отличается от других млекопитающих. Именно эта генетическая специфичность и обусловила развитие у летучих мышей невероятного иммунитета и других известных «сверхспособностей».

По словам ученых, приоткрыть секреты генома летучих мышей им помогли сложные методы статистического анализа. В дальнейшем ученые собираются все точнее и детальнее раскрывать загадки связей невероятных способностей летучих мышей и их генетического устройства.

фото: Brock and Sherri Fenton