Ученые нашли новый способ распространения вирусов

Разбрызгивание зараженных патогеном капель — не единственный способ, которым животные могут распространять вирусы по воздуху. Исследования с использованием морских свинок показывают, что вирусы, такие как грипп, могут перемещаться на пыли и других микроскопических частицах.
Ученые нашли новый способ распространения вирусов

Люди могут передавать респираторные вирусы при разговоре, кашле и чихании. Поверхности, на которые попадают вирусы, тоже могут стать причиной заражения, если люди касаются предмета, а затем носа или рта. Согласно результатам нового исследования, распространять респираторные вирусы также могут частицы пыли, поднимаемые с загрязненных поверхностей.

Ученые заразили морских свинок вирусом гриппа и спустя два дня обнаружили патогены в клетках, на шерсти, ушах и лапах животных. Зараженные морские свинки не кашляют и не чихают, как люди, поэтому вирус мог распространяться, когда грызуны терли носы лапками, а потом передвигались по клетке.

Затем исследователи использовали кисть, чтобы нанести вирус на животных, которые уже были инфицированы и имели иммунитет. Каждый зараженный грызун был помещен в отдельную клетку, расположенную рядом с клеткой неинфицированных животных. Такой способ размещения гарантировал, что единственным способом передачи вируса от одного животного к другому будет воздух.

Хотя покрытые гриппом грызуны не разбрызгивали вирусные частицы в воздух, патоген все же заразил трех из 12 пар морских свинок. Ученые предполагают, что животные могли заразиться от частиц пыли, поднявшихся с подстилки или меха.

«Дело не в том, что вся пыль заразна», — говорит автор исследования. — Могут быть опасны те частицы, которые поднялись с зараженной вирусом поверхности».

Пыль может подниматься с использованных салфеток, простыней или одеял, и даже от средств индивидуальной защиты. В предварительном исследовании ученые обнаружили, что при дыхании самодельные хлопковые маски выделяют в воздух патогены, что делает их потенциальным источником вирусных аэрозольных частиц.
Фото: DEVMARYA/ISTOCK/GETTY IMAGES PLUS