У ежей супербактерии возникли задолго до применения антибиотиков

Ученые изучали ежей в Дании и Швеции и выяснили, что примерно 60% этих животных являются носителями метициллин-резистентного золотистого стафилококка, или MRSA. Исследование обнаружило высокий уровень MRSA в мазках, взятых у ежей из всех их ареалов в Европе и Новой Зеландии.
У ежей супербактерии возникли задолго до применения антибиотиков

Бактерия Staphylococcus aureus развила устойчивость к антибиотикам примерно 200 лет назад. Специалисты из Кембриджского университета, Института Wellcome Sanger, датского института Serum Statens Institut и Королевского ботанического сада в Кью проследили генетическую историю бактерии. Было выяснено, что разновидность устойчивого к антибиотикам золотистого стафилококка, или MRSA, возникла в природе задолго до применения антибиотиков у людей и домашнего скота. Ученые полагают, что устойчивость к антибиотикам у Staphylococcus aureus появилась вследствие адаптации к необходимости выживать на коже ежей с грибком Trichophyton erinacei, который производит собственные антибиотики. Ежи носят на своей коже грибок и бактерию, и эти два вида ведут борьбу за выживание. Грибок выделяет антибиотики, чтобы бороться с бактерией, а бактерия постепенно развивает устойчивость к антибиотикам и становится метициллин-резистентным золотистым стафилококком, или MRSA. Примерно у 60% ежей был обнаружен MRSA, называемый mecC-MRSA, который вызывает одну из двухсот инфекций MRSA у людей.

«Используя технологию секвенирования, мы проследили гены, которые придают mecC-MRSA устойчивость к антибиотикам, вплоть до их первого появления, и обнаружили, что они существовали еще в XIX веке», – отмечают авторы.

Исследователи считают, что MRSA развился в борьбе за выживание на коже ежей, а затем распространился на домашний скот и людей через прямой контакт. Почти все антибиотики, которые человек использует сегодня, возникли в природе. Ученые полагают, что устойчивость к ним также существует в природе у некоторых видов животных. Если начать чрезмерно использовать антибиотики у людей или скота, это может привести к появлению устойчивых штаммов и потере эффективности лекарств. Это исследование – предупреждение о том, что применять антибиотики нужно с большой осторожностью.

По данным Всемирной организации здравоохранения, MRSA является одной из самых больших угроз для здоровья человека в мире и проблемой в животноводстве. Носителями устойчивых к антибиотикам бактерий являются не только ежи. Многие дикие животные – носители различных бактерий, грибков и вирусов. Люди, домашний скот и дикие животные взаимосвязаны, и эволюцию устойчивости к антибиотикам нужно понимать, рассматривая всю эту систему в целом. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Фото: pixabay