Территория влечений
Я буду размышлять, опираясь на открытия Зигмунда Фрейда, то есть психоаналитическим образом. Долгое время занимаясь исследованием нервной системы, в том числе и на клеточном уровне, Фрейд был одним из ученых, предвосхитивших нейронную теорию. До ее формирования существовало представление чуть ли не об одной гигантской нервной клетке, имеющей непрерывное строение. Потом было сформулировано положение о том, что нервная система – это сеть обособленных нервных клеток, связанных между собой; произошло открытие нервных синапсов; появилось понятие центральной и периферической нервной системы. Постепенно сформировалось представление о том, что мозг «посылает импульсы» во все остальные части тела, и так человек движется, формируя свое поведение. В «Наброске научной психологии» (1885) Фрейд пытается эту теорию применить к объяснению сложных психических состояний, таких как фобия или истерический симптом: он описывает разные виды нервных клеток и связей, говорит о явлениях «памяти» нервных клеток, а потом… не собирается свою рукопись публиковать. После долгих лет исследования физиологии нервной системы Фрейд не останавливается на биологической стороне: ее оказывается недостаточно!
Идею разработки «метапсихологии» – теории об устройстве психического аппарата и законах его функционирования – он, однако, не оставляет, но переносит ее в совершенно другую плоскость – плоскость душевной жизни. Душу невозможно потрогать, ее можно наблюдать. Именно этим и занимается Фрейд, разрабатывая теорию психоанализа. Он наблюдает клинические случаи, анализирует происхождение разных душевных явлений, исследует их развитие с раннего детства до наступления взрослости и приходит к выводу, что склонности и желания человека, его отношения, профессия, творчество организованы в соответствии с его влечениями – внутренними импульсами, природу которых не понять под микроскопом. Они образуют те способы реагировать на происходящее, которые отличают одного человека от другого. Работа под соответствующим названием «Влечения и их судьбы» появляется в 1915 году.
Уже в названии мы видим слово, отличное от желаний или инстинктов, – влечение (нем. Trieb). Фрейд не использует слово «инстинкт», которое также присутствует в немецком языке (он вообще отвергал существование инстинктов в человеческой психике). И связан подобный выбор с определением, сутью термина. Trieb обозначает движение (trieben – толкать), и подразумевается, что есть некий толчок – импульс (который может и не иметь конкретной цели), есть некий вектор движения – реализация этого импульса, в то время как Instinkt связан, скорее, с биологическим понятием устойчивого поведения, которое передается по наследству внутри вида, и поведение это содержит схему движения, оно предопределено программой. А влечение человека уже не может быть чисто биологической программой. Импульс, который берет начало в физиологии, преобразуется в связи с тем, что между людьми существуют сложные отношения. Кроме того, человек рождается «в культуру», в связи с требованиями которой ему необходимо будет преобразовать импульсы влечений. У влечений также есть «судьбы», а это значит, что нет единой программы, в которую влечение будет реализовано, его импульс приобретает свою собственную форму, собственную «судьбу».
Итак, влечение. Что это такое? У Фрейда по тексту мы находим несколько его характеристик. В первую очередь, влечение – это раздражитель для психики, но не тождественный простому психическому раздражителю. Во-первых, оно действует не извне, а изнутри. Во-вторых, влечение действует постоянно, в отличие от раздражителя, действие которого воспринимается одномоментно. Получается, что влечение невозможно полностью удовлетворить или избавиться от его давления путем избегания, как это можно проделать с внешним раздражителем. Получается, что влечение по природе своей связано с функциями организма, но действует на психику, то есть находится между психическим и соматическим. Его невозможно «насытить» полностью, и для удовлетворения влечения выбираются разные пути, тогда как для обычного раздражителя есть только один способ удовлетворения. Для Фрейда нервная система в самом общем смысле – это аппарат, функция которого – устранение раздражителей, но так как от влечений невозможно избавиться путем уклонения, они сподвигают нервную систему к развитию и в этом смысле являются настоящим двигателем прогресса. У всякого влечения есть некоторые характеристики: их напор, или сила, с которой они оказывают давление; цель – обычно удовлетворение, но иногда достичь его напрямую невозможно, и тогда возникают промежуточные цели; объект – тот элемент влечения, который помогает достижению цели; источник – соматический процесс в органе или части тела, раздражитель которого представлен в психике через влечение.
В чем же разница между влечением и обычным раздражителем? У первого много «судеб», у второго – только одна. То есть если у нас появляется ощущение голода (обычный раздражитель), мы не можем удовлетворить его пробежкой или просмотром фильма. Влечения же могут быть реализованы самыми разными способами: забегая немного вперед, можно сказать, что оральное влечение может быть реализовано в гурманских привычках, в курении, в желании держать палец во рту.
Влечения неоднородны. Фрейд предлагает две группы влечений, которые называет первичными, подразумевая, что из них происходят различные типы влечений. Речь идет о влечениях «я» (или влечениях к самосохранению) и сексуальных влечениях. Правда, подобная классификация не является обязательной, и нужна она только как вспомогательная конструкция, чтобы лучше понимать происходящие в психике явления. В психоанализе ею активно пользуются.
Влечения «я» (или влечения к самосохранению) связаны с постоянством нашего образа себя самих. Здесь нужно сделать небольшое отступление, чтобы сказать о значении и назначении «я», как его понимал Фрейд. В первую очередь «я» появляется как структура психического аппарата, которая призвана быть на связи с реальностью. Мы не сразу входим в окружающий мир и познаем пространство и его законы постепенно, также и «я» формируется у ребенка не сразу. Что означает связь с реальностью? В самом простом смысле это возможность понимать, что происходит снаружи, во внешнем мире (и каковы условия для реализации влечений), и отличать внешний мир от внутреннего. Однако внешний мир не существует для ребенка сам по себе, и осваивает он его с помощью родителей, которые являются первыми представителями внешнего мира, а потом образцом того, как в нем существовать. Ребенок вступает с родителями в отношения. И у него постепенно начинает складываться представление о себе самом, в связи с тем, как к нему эти родители относятся, как его называют, – то есть это самое «я» начинает формировать представление не только о том, что происходит в мире, но и о самом себе, продолжая при этом выполнять свои функции связного. Правда, с тех пор как «я» превращается в некоторое знание о себе, познание окружающего мира уже начинает преломляться сквозь этот образ. Для поддержания ощущения собственного постоянства требуются усилия – именно их и реализуют влечения «я». Мы говорим о себе: «Такой человек, как я, может хотеть этого и не может хотеть того», «Такой человек, как я, никогда не будет действовать так-то». Упрощенный пример: человек, который определяет себя как священника, не пойдет в бар именно потому, что после такого похода его статус священника окажется под вопросом. Наш образ «я» определяет направление реализации наших влечений, организуя таким образом ощущение самосохранения (в прямом смысле этого слова), поскольку ощущать себя кем-то для нас жизненно важно.
Теперь о сексуальных влечениях. Они многочисленны, берут начало из разнообразных источников и только со временем объединяются в единые направления. Некоторые из них примыкают к влечениям «я» и на всю жизнь остаются связанными с ними, другие приобретают самостоятельный статус. Может случиться также, что сексуальные влечения будут поставлены под контроль влечений «я», и тогда реализация их будет зависеть от того, насколько они удовлетворяют цели «самосохранения».
В целом сексуальные влечения в первую очередь связаны с целью получения удовольствия от органа, как пишет Фрейд, и только после объединения начинают служить функции продолжения рода. О каких органах идет речь, и что подразумевается под сексуальностью? Сексуальный характер влечения имеют с самого рождения, и уже в детском возрасте можно обнаружить реализацию сексуальных влечений. Однако сексуальность здесь гораздо шире желания вступить в сексуальный контакт, сексуального возбуждения, которое испытывают взрослые. Сексуальным влечениям необходимо пройти путь развития, прежде чем объединиться в зоне гениталий, и иногда этот путь оказывается сложным настолько, что объединения так и не происходит. Речь идет о разных судьбах, которые ожидают влечения на этом пути развития. Органы постепенно сменяют друг друга в процессе развития человека, но остатки влечений от органов младенчества присутствуют и у взрослых. Фрейд обозначает несколько центральных зон, вокруг которых концентрируются влечения в ходе развития: оральная (связанная с областью рта), анальная (с анусом), фаллическая (с гениталиями, но, скорее, на символическом уровне) и зрелая генитальная. Также Фрейд говорит о влечениях, связанных с ухом и глазом. Пример реализации орального влечения в самом простом приближении приведен выше – рот и желание «раздражать» его зону, закуривая сигарету, покусывая карандаш или налегая на шоколад. Именно разнообразие вариантов, в которых может ежедневно реализовываться множество других наших влечений (в отличие от инстинктов), делает нас более свободными.
Наука
Елизавета Зельдина