Теория о большей развитости прибрежных культур в древности получила опровержение

Как показало исследование, люди в пустыне Калахари ещё 105 тысяч лет назад изобрели сложную культуру, ничуть не уступавшую инновациям жителей прибрежных районов.
Исследователи из Университета Гриффита обнаружили первые доказательства того, что люди, живущие вдали от побережья, начали украшать вещи пигментами, собирать маленькие предметы и хранить воду и пищу в импровизированных контейнерах в то же время, что и жители прибрежных поселений.
Работу учёных опубликовал научный журнал Nature. По данным современной науки, в период между 125 и 70 тысячами лет назад древние люди впервые начали развивать сложную культуру, украшать себя с помощью пигментов и заниматься коллекционированием. Самые известные доказательства этой теории археологам удавалось обнаружить вдоль побережья Южной Африки.
Из-за того, что чаще всего следы развития сложной культуры учёные находили на побережье, в научной среде сформировалась теория, что что-то в прибрежных регионах подтолкнуло людей к развитию. Новая работа предоставляет первые доказательства того, что эта идея не совсем соответствует реальности.
На Северном скальном склоне холма Га-Мохана в пустыне Калахари специалисты обнаружили слой отложений, который образовался около 105 тысяч лет назад. В нём археологам удалось найти истёртый с двух сторон кусок красной охры, который древние люди могли использовать для получения пигмента, а также тайник с полупрозрачными белыми кристаллами кальцита.
Ещё одной находкой исследователей стали несколько разбитых, обгоревших кусков скорлупы страусиного яйца. Их древние жители этого региона могли использовать в качестве импровизированных контейнеров для сбора воды или пищи. Чтобы уточнить возраст всех найденных предметов, учёные использовали оптически стимулированную люминесценцию.
Оптически стимулированная люминесценция позволила исследователям понять, когда кварцевые зёрна в осадке последний раз подвергались воздействию света. Как оказалось, это происходило около 105 тысяч лет назад, в то же время, как древние люди на побережье начали собирать ракушки без практической цели и хранить воду в самых старых известных контейнерах из яичной скорлупы страуса.
По мнению исследователей, их находки прямо указывают на неправдивость теории об исключительности ситуации древних людей, живших на побережье. Отдельное внимание специалисты уделили объяснению причин, по которым внутри континента никто долгое время не мог найти признаки развития сложной культуры. Это происходило из-за того, что люди в прошлом чаще всего предпочитали селиться рядом с водой.
Фото: Enlarge