я могу очень много работать
Недостатки - обычно продолжение достоинств
Антон Гехт
Все записи
текст

Скандинавская Русь

Говоря о викингах, мы представляем себе бородатых варваров с топорами наперевес, приплывших из-за моря грабить средневековых европейцев. Во многом этот образ подтверждается историческими свидетельствами. Но эпоха викингов разбоем не исчерпывается. Древние скандинавы проявили себя еще и как отважные путешественники, и как предприимчивые купцы, построив грандиозный торговый маршрут Средневековой Европы, связавший Балтийское и Черное моря. Торговый маршрут, на основе которого будет развиваться Древняя Русь. В историю он вошел как «путь из варяг в греки».
Скандинавская Русь
     Только в пределах Древней Руси этот грандиозный торговый маршрут, соединявший север и юг континента, простирался на 2700 километров. Перевозка товаров по воде всегда была очень выгодна. Европа богата реками: водные системы прорезают всю ее территорию. В наше время большинство рек стали маловоднее, но когда-то они были достаточно глубоки для небольших судов. И как только начал развиваться товарооборот в Европе, стали возникать международные водные торговые пути. 
Но почему «путь из варяг в греки» прокладывался и успешно функционировал благодаря скандинавам? В первую очередь стоит упомянуть влияние климата: холодные по европейским меркам зимы, горы, обилие лесов и бедность почв серьезно затрудняли земледелие. Нехватка продуктов питания нередко становилась причиной того, что жители Скандинавии покидали привычные места. В то же время впечатляющие военные успехи викингов во многом объясняются не только внезапностью их нападений и неустрашимостью в бою, но и простой неспособностью соседних стран, таких как англо-саксонские королевства, оказать им организованное сопротивление.

Но все перечисленное – лишь предпосылки эпохи викингов. Что касается причин, весьма убедительной выглядит гипотеза бельгийского историка Анри Пиренна (Henri Pirenne). Он полагал, что в течение VIII и IX веков арабские завоевания регионов вдоль южного и восточного побережий Средиземного моря прервали торговые связи между Западной Европой и Востоком. В этих условиях на передний план и вышли шведские викинги, в отличие от датских и норвежских соседей, выступавшие в походах преимущественно не морскими разбойниками и завоевателями, а купцами, чьи торговые связи простирались вплоть до Византии и Арабского халифата на востоке и до Франкского государства на западе. 

Торговой столицей Скандинавии и отправной точкой «пути из варяг в греки» стал город Бирка, в древности находившийся вблизи озера Меларен в Швеции. Археологические раскопки показали, что к концу первого тысячелетия нашей эры уже существовали оживленные маршруты через Балтийское море. 

Из Бирки морской путь вел к острову Готланд и далее, вдоль северного побережья Балтийского моря, в Финский залив и устье Невы. По ней торговцы и путешественники попадали в Ладожские озеро, а из него на реку Волхов, вблизи устья которой располагался город Ладога (ныне – Старая Ладога). Она-то и была в древности первым на пути из Балтийского моря в Средиземное торговым центром, который контролировал вход во внутренние районы Руси.

По Волхову торговцы попадали в Новгород, главный политический центр Северной Руси и оживленный перекресток международных торговых путей. Из Новгорода купеческие суда дальше шли по многочисленным рекам и озерам, а затем, преодолев небольшое расстояние волоком (по суше, на деревянных катках), попадали в Днепр. Пройдя речные пороги, купцы выходили в Черное море. Продвигаясь вдоль его западного побережья, корабли достигали Константинополя (современного Стамбула). Отсюда открывалась дорога на Балканы, а морем вокруг современной Греции – в Рим. С другой стороны, в Константинополе начинались торговые пути, уводившие на Ближний Восток и в Азию. 

Расцвет «пути из варяг в греки» относится к IX–XI векам, но уже в VIII–IX в его стратегических местах строились сторожевые крепости-городища, или «грады», укрепленные валами и рвами. Кстати, именно отсюда происходит древнескандинавское название нашего государства – Гардарика, то есть «страна, где много укрепленных мест». Грады становились столицами славянских племен. Сюда завозились товары, здесь возникали таможни, способствуя развитию местной княжеской власти и, в конечном итоге, зарождению древнерусского государства. Скандинавы, передвигаясь по торговому пути, устраивались на службу к славянам и нередко добивались самого высокого положения.

Именно к числу скандинавов нередко относят легендарного Рюрика и его людей, известных как варяги, сыгравших важную роль в создании древнерусского государства. Знакомая со школы легенда гласит: уставшие от междоусобных распрей славяне отправились за море к варягам и сделали им предложение, от которого трудно отказаться: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Хотя летопись содержит много мифического, из нее можно сделать вывод, что в 862 году часть современного северо-запада России попала под власть варяжского князя Рюрика, при преемниках которого пределы их государства распространились к югу, включив в себя все ключевые торговые центры на «пути из варяг в греки». Более подробные обстоятельства возникновения Русского государства и по сей день покрыты мраком неизвестности и являются объектом споров между историками.

Происхождение Рюрика также остается загадкой. Одни исследователи склонны видеть в нем славянина, другие – датского викинга Хрерика Ютландского. Именно со скандинавскими корнями Рюрика часто связывают этимологию слова «русь», ставшего названием нового государства. В современном финском языке слово Ruotsi обозначает «шведы», в родственном ему эстонском шведы называются Rootsi. Вероятно, в финском языке слово ruotsi возникло на основе древнескандинавского понятия, связанного с судоходством и жителями прибрежных шхер. А славяне, жившие по соседству с финно-угорскими племенами, могли перенять у них слово ruotsi в форме русь для названия скандинавских викингов, приходивших в их земли из Финляндии. 

Этой теории родственна точка зрения, по которой варяги являлись выходцами из области Руслаген, что к северу от теперешнего Стокгольма. Франкские письменные хроники от 839 года рассказывают, как посланец из Византии предстал перед императором Людовиком Благочестивым вместе с телохранителями, которые называли себя людьми из Руса, то есть Руслагена.

Долгое время в отечественной исторической науке шли споры между сторонниками и противниками участия скандинавов в зарождении древней Руси. И хотя сейчас они поутихли (большинство историков считают, что отрицать влияние скандинавов нельзя, но и преувеличивать их роль тоже не стоит), время от времени появляются очередные разоблачительные теории.

К примеру, когда-то известный как сатирик писатель Михаил Задорнов в своих построениях, изложенных в фильме «Рюрик: потерянная быль» и книгах на ту же тему, доходит до прямой подмены понятия. Он приводит цитату из летописи: «И пошли за мoре к Варягам, к Руси. Которые себя звали варягами, как другиe звали себя свеями, другие же урманами, другие англянами, другие гeтами. Так и эти говорили: Русь». А затем писатель восклицает: «Вот! Варяги – это не шведы! Что же нам лапшу на уши вeшали! Варяги – это славяне!» Но из приведенной цитаты следует только oдно: варяги в самом деле – не шведы (свеи). Нигде не написано, что oни – славяне. И указаний на это нет никаких. То есть правдоподобная версия о скандинавском происхождении Рюрика и Руси никак не опровергается. Зритель же получает незамысловатую цепочку: варяги – не шведы, значит, они – славяне.

Кто такие варяги – вопрос в науке открытый: ни у одной из сторон на настоящий момент нет полной аргументации. Развитое государство на Русь скандинавы в X веке принести не могли, так как сами не обладали таковым. О том, что славянская культура была не ниже скандинавской, а значит, викинги не могли научить наших прапрадедов чему-то революционно новому, расскажет любая книга по раннесредневековой археологии, любой археолог и любая музейная выставка в главных экспозиционных центрах страны.

Древние скандинавы оказали колоссальное влияние на Русь, как и на всю Европу. Их нa нашей земле было много, о чем говорят кургaнные комплексы в Гнездово под Смоленском, в Шестoвице под Черниговом, а также в Старой Ладоге, суммарно давшие большее количество археологических находок скандинавского происхождения, чем известные раскопки на территории Англии и Франции. Влияние не ограничилось только предметами быта: современные имена Олег, Ольга, Игорь, Глеб, большинством воспринимаемые как исконно русские, на самом деле имеют древнескандинавскую этимологию.

Но и обратное влияние тоже имело место. Помимо жен, викинги увозили домой одежду, украшения, предметы быта, оружие. Можно уверенно говорить: особого значения национальная (а точнее – племенная) принадлежность Рюрика не имела. Он приехал издалека, встроился в существующую культуру, и его потомки через два поколения полностью растворились в местной славянской среде.

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра 

Проникали викинги и за пределы южных границ древней Руси – например, как уже упоминалось, византийских императоров в Х веке охраняла варяжская гвардия. Археологические исследования позволяют в полной мере представить масштабы передвижения людей и товаров между Балтикой и Средиземноморьем. Вещи византийского происхождения: монеты, посуда, обломки амфор, стеклянные бусы, предметы христианского культа – обнаружены во многих могильниках и на раскопках поселений, связанных с «путем из варяг в греки».

В свою очередь, в Швеции при раскопках было найдено более 1000 ценных кладов. Множество арабских монет, поддающихся точной датировке, подтверждают наличие столь дальних торговых маршрутов. Но эти находки указывают также на то, что в 1050 году или чуть позже торговля неожиданно прекратилась. И в этом случае теория Пиренна дает нам логическое объяснение. По окончании арабских завоеваний Средиземноморье вновь открыло торговые пути. Вскоре после этого крестовые походы положили начало оживленному движению между Западной Европой и Италией с одной стороны и Константинополем и Ближним Востоком с другой – таким образом, основы для процветания «пути из варяг в греки» больше не оставалось.


Наука

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK