Северный форпост
Савватий, первый вдохновитель иноческой жизни на Соловках, прибыл к берегам Большого Соловецкого острова в 1429 году – искать уединения в пустынном северном крае. Вместе с монахом Германом он поселился в небольшой хижине на берегу озера недалеко от Секирной горы, служившей им ориентиром в непроходимых лесах.
Но если Савватий и Герман были первыми соловецкими иноками, то основателем монашеской общины и первым игуменом обители считается Зосима. После смерти родителей, богатых новгородских помещиков, он раздал все имущество бедным и в 1436 году поселился на острове. При Зосиме в монастыре проживало уже 22 инока, а Новгород Великий, под епархиальным правлением которого находился монастырь, в качестве знака уважения прислал грамоту, даровавшую братии все большие и мелкие острова архипелага.
Зосима составил для обители первый устав, который строго соблюдался. Монастырь был общежительным, иноки трапезничали совместно, а одежду получали из общей казны. Кельи монахам разрешалось покупать, но тем, у кого не было средств, позволялось жить в казенных. Никакой доход братии не полагался.
Благодаря ежедневному монашескому труду обитель постепенно наращивала благосостояние: иноки рубили дрова, копали землю под огороды, ловили рыбу, добывали из морской воды соль, которую обменивали на хлеб. Возрастал и авторитет монастыря: особым указом царя Михаила Федоровича соловецких монахов запрещалось без исключительной надобности переселять в другие монастыри, а настоятелей обитель имела право выбирать из своих пострижеников.
Имя одного из них – святителя Филиппа (в миру Федора Колычева) – стоит особняком: именно его трудами обитель приобрела свой величественный облик, во многом сохранившийся до сегодняшнего дня, и достигла невероятного материального расцвета и мощи. Какие причины побудили тридцатилетнего юношу из знаменитого боярского рода оставить столичную жизнь, так и осталось тайной. Один из возможных мотивов – опала на род Колычевых, часть которого служила князю Андрею Старицкому, попавшему в немилость к Ивану Грозному. В течение 18 лет, с 1548 по 1566 год, вплоть до начала краткого и трагического митрополитского служения в Москве, Филипп оставался соловецким настоятелем, проявив все свои незаурядные деловые и личные качества. Крепкая хозяйственная структура, основы которой заложил Колычев, исправно функционировала на протяжении еще нескольких столетий.
Помимо разведения скота, остров был приспособлен под рыбные и тюленьи промыслы, а в леса были выпущены лапландские олени – «источник» кожи и меха для зимней одежды. Недалеко от монастыря были сооружены знаменитые Филипповские садки, куда постоянно заходила морская рыба, в связи с чем скудная братская трапеза стала куда более разнообразной. Сейчас из-за поднятия суши на Соловках (в среднем на 30 см в столетие) поступление свежей морской воды уменьшилось, и пруды перестали действовать.
Показателем самостоятельности и относительной независимости монастыря была так называемая несудимая грамота, согласно которой все дела на островах, за исключением уголовных (убийство и разбой), подлежали духовному суду монастырского начальства. Самого игумена и братию имели право судить только великий князь или его ближний боярин. В 1548 году монахи получили от Ивана Грозного, особенно благоволившего к обители, разрешение на беспошлинную продажу десяти тысяч пудов соли вместо прежних шести, а налог на рыбную ловлю отменялся вовсе, как и таможенный сбор на покупку припасов.
Приблизительно в это же время открыли месторождения глины буквально в двух километрах от Святого озера, что позволило монахам обустроить собственный кирпичный завод, производивший высококачественный большемерный филипповский кирпич. Эта находка значительно способствовала возведению каменных монументальных зданий. Число братии при игумене Филиппе приближалось к 250, а потому первой постройкой приглашенных новгородских мастеров стала Успенская церковь с самой большой на тот момент в Древней Руси одностолпной трапезной палатой (около 500 м²), поражающей воображение даже современного человека. Но самым прекрасным детищем святителя Филиппа стал главный храм обители – Спасо-Преображенский собор, сердце всего архипелага.
В последующие столетия возводились новые здания, но все они органично вписывались в контекст уже существующего архитектурного ансамбля.
Постепенно благосостояние обители вновь стало расти, но в 1764 году государство нанесло монастырю очередной удар, отобрав большую часть принадлежавших ему земель, и в следующем году обители был присвоен статус ставропигиального монастыря. Само слово «ставропигиальный» (греч. «крестоутвержденный») связано с древней традицией, согласно которой крест позади престола собственноручно водружали патриархи в знак того, что монастырь отныне напрямую подчинялся патриархату, а не епархии.
Своего возрождения Соловецкая обитель дождалась в 1989 году. Освящение часовни на Большом Соловецком острове во имя святителя Филиппа открыло новую страницу в истории монастыря, вернув ему первоначальное значение.
Наука
Елена Немыкина