Оружие против тараканов – их собственные нейропептиды

Тараканы известны своей способностью выживать и приносить потомство в самых суровых условиях окружающей среды, что весьма досаждает людям. Эти насекомые не только противно шуршат по ночам, пожирают человеческую еду и корм домашних питомцев и служат источником неприятных запахов, но и могут переносить патогенные микроорганизмы и провоцировать развитие аллергий.
Оружие против тараканов – их собственные нейропептиды

Авторы нового исследования, опубликованного в журнале Journal of Proteome Research, обнаружили нейропептид, производимый американскими тараканами Periplaneta americana, который однажды может стать мишенью для новых, более специфичных и эффективных пестицидов.

Нейропептиды – это крохотные белки, вырабатываемые нейронами или эндокринными клетками и передающие послания другим клеткам. У насекомых нейропептиды часто действуют как нейромедиаторы, гормоны или факторы роста, влияя на развитие, рост, метаболизм, поведение и воспроизводство организма. Нарушение этих процессов с помощью прицельного воздействия на нейропептиды или их рецепторы может стать новым способом борьбы с вредителями.

В ходе недавнего исследования ученые определили геномную последовательность P. americana, после чего объединили полученные результаты с пептидным анализом, чтобы описать нейропептиды и выяснить, как их экспрессия различается в зависимости от тканей, стадии развития и пола насекомого. Затем исследователи принялись искать гены, ответственные за кодирование нейропептидов, в результате чего им удалось найти 67 генов предшественника нейропептидов.

Дальнейшее изучение генома позволило обнаружить, что некоторые нейропептиды вырабатывались только в определенных тканях, в то время как другие – сразу в нескольких. Кроме того, их экспрессия варьировалась в зависимости от стадии развития таракана и его пола – больше всего нейропептидов было у взрослых самцов. Один из найденных нейропептидов – sNPE – был наиболее выражен у самок и, вероятно, отвечал за пищевое поведение. По словам исследователей, именно sNPE в будущем может стать мишенью для усовершенствованных пестицидов.