Обнаруженные археологами сосуды рассказывают о кормлении детей в первобытном обществе

Ученые предполагают, что крошечные глиняные горшочки с маленькими носиками, найденные во время археологических раскопок, использовали для кормления детей молоком.

Более 6000 лет назад в Европе стали появляться небольшие сосуды, похожие на чайники. Они отличались по размеру, форме и цветам. Некоторые были вылеплены в виде животных. Таинственные сосуды распространились в конце бронзового и раннего железного веков, когда в большей части Европы, на Ближнем Востоке и в Азии люди стали сажать зерно и одомашнивать животных. По мере развития сельского хозяйства и улучшения питания у женщин стало больше детей, а численность населения возросла.

Предназначение уникальных глиняных сосудов долго оставалось загадкой, так как их отверстие в верхней части очень узкое, что не позволяет взять образцы без повреждения артефакта. Чтобы решить эту проблему, ученые использовали два чайника, один из которых имел широкое отверстие, а другой был расколот. Их нашли в могилах детей в Германии, две из которых датируются примерно 800–450 годами до нашей эры, а одна — между 1200 и 800 годами до нашей эры. Место их обнаружения стало одним из доказательств того, что предметы были предназначены именно для детей.

В пробах из каждого горшка ученые пытались найти остатки пищи. Они проверили образцы из каждого сосуда с помощью серии химических анализов, чтобы выделить стабильные изотопы старых жиров. Эти изотопы действуют как молекулярная подпись, и, сравнивая их с изотопами в жирах современных животных и растений, исследователи смогли определить, какую пищу когда-то содержали сосуды.

Анализ показал, что в двух горшках находилось молоко жвачных животных — коров, овец или коз. Третий сосуд содержал смесь из молока жвачных животных и свиного либо человеческого молока. Эти находки проливают свет на то, как кормили младенцев в первобытном обществе. И хотя глиняные сосуды, использованные для этого анализа, были довольно просты по форме, по всему миру находят более сложные примеры, в том числе чайники, окрашенные в яркие цвета или имеющие форму животных.

Фото: 1) Katharina Rebay-Salisbury; 2) Кормление ребенка из реконструированного сосуда, Helena Seidl da Fonseca