Обнаружен иммунный фермент, ответственный за развитие рака

Исследователи из Калифорнийского университета в Ирвайне определили фермент, который отвечает за генетические изменения при ряде раковых заболеваний и вместе с тем защищает наши клетки от вирусных заболеваний. Учёные выявили два механизма регуляции этого фермента.
Обнаружен иммунный фермент, ответственный за развитие рака

Фермент APOBEC3A является важнейшей составляющей нашей врождённой иммунной системы, защищающей клетки от репликации вирусов. Однако у активности этого фермента есть и отрицательная сторона: пытаясь атаковать раковые клетки напрямую, он провоцирует возникновение генетических мутаций, которые способствуют развитию опухоли, её потенциальному метастазированию, а также еë резистентности к антибиотикам.

«В ходе предыдущих исследований мы продемонстрировали, что мутации, вызванные иммунной активностью APOBEC3A, часто наблюдаются у 80% пациентов со злокачественными опухолями лёгких, груди и мочевого пузыря», — отмечает исследователь Реми Буиссон.

В процессе нового анализа учёные рассмотрели, как активность фермента регулируется химиотерапевтическими препаратами с одной стороны и воздействием вирусных инфекций — с другой. Работа исследователей показывает, как вирусные инфекции вызывают ответ врождённой иммунной системы через активацию APOBEC3A, что важно для борьбы организма с вирусом. В случае химиотерапии ситуация обстоит противоположным образом: препараты также провоцируют активность фермента, однако идёт это на пользу не организму, а раковой опухоли.

Учёные заключают, что понимание того, как APOBEC3A регулируется клетками при различных условиях (вирусных инфекциях или раковых заболеваниях) — важнейший шаг в разработке методов, противодействующих как вирусным патогенам, так и злокачественным новообразованиям.

Фото: UCI School of Medicine