Найден новый пример «эволюционных сделок»

Команда исследователей из институтов Китая, Германии и Франции нашла один из примеров того, что можно назвать «эволюционной сделкой». На этот раз пример был обнаружен при изучении напоминающих креветок членистоногих существ, живших при кембрийском периоде.
Найден новый пример «эволюционных сделок»

Известно, что эволюционная история почти всех живых организмов полна так называемых «эволюционных сделок». Примером может служить изменение пигментации перьев птиц: благодаря появлению более красочных перьев, у птиц появилось больше возможностей к размножению, так как яркие цветные перья привлекают брачного партнера своего вида. Но есть и обратная сторона: яркие перья увеличили уязвимости птиц, ведь хищнику стало легче их распознавать.

Другим примером такого «эволюционного компромисса» выступает увеличение количества потомства, которое может оставить после себя то или иное животное. С увеличением количества потомства у того или иного вида повышается возможность выжить. Однако, повышается и уязвимость, ведь родителям становится труднее уследить за большим количеством потомства и, соответственно, обеспечить ему защиту.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, ученые рассказали о произведенных ими сравнениях «эволюционных сделок», наблюдавшихся у двух родственных друг другу видов древних членистоногих: Chaundianella ovata и Waptia fieldensis. Ученые исследовали ископаемые, обнаруженные на территориях Китая и Канады.

Было установлено, что существа Chaundianella ovata производили довольно большое количество яиц — в среднем 100 штук на особь. Waptia fieldensis, напротив, производили не так много яиц — в среднем 25 штук на особь, — но эти яйца, из которых потом должно было образоваться потомство, имели большие желтки.

Последние и повышали выживаемость Waptia fieldensis, ведь яичный желток является первой пищей новорожденной особи. Благодаря тому, что желтки яиц этого вида были большими в размерах, чем у вида Chaundianella ovata, потомство с большей вероятностью могло выжить после появления на свет. С другой же стороны, меньшие в размерах яйца Chaundianella ovata позволяли древним креветкам этого вида лучше защищать потомство.

На этом примере легко проследить эволюционный конфликт между количеством и качеством, который не раз приводил к тем или иным «эволюционным сделкам».

фото: Wang Xiaodong & Ou Qiang