Муравьи способны помогать поврежденным деревьям

Случайное попадание из рогатки в дерево Церкопия в Панаме привело исследователей к открытию: муравьи Azteca alfari, обитающие в этих деревьях, умеют исправлять повреждения, нанесенные деревьям.
Муравьи способны помогать поврежденным деревьям

От попадания глиняного шарика диаметром 9 миллиметров в дерево остались довольно глубокие следы. Однако место повреждения растения за сутки было почти целиком восстановлено. Несколько студентов провели эксперимент и проследили, что и на других деревьях за короткий промежуток времени исчезают повреждения. Результаты экспериментов были записаны и опубликованы в рамках волонтерской программы Смитсоновского института тропических исследований (STRI) в Панаме.

Взаимовыгодные отношения между муравьями Azteca и деревьями, в которых они обитают, известны ученым давно: насекомые защищают деревья от травоядных и получают взамен питательные вещества, укрываются в полых стеблях. Однако абсолютно новым для ученых стал тот факт, что муравьи очень быстро восстанавливают свои поврежденные «дома». Исследователи считают, что чаще всего это происходит, когда под угрозой оказывается выводок (яйца, личинки и куколки) колонии.

Муравьи смогли восстановить 14 из 22 деревьев, в которых проделали отверстия. Для их восстановления насекомые использовали материал, найденный в стебле самого дерева. Ученые считают, что муравьи заботятся прежде всего о собственном благополучии, а не о пользе для дерева. В ходе экспериментов было замечено, что насекомые уводят с дерева расплод и только потом приступают к восстановлению повреждений. У исследователей есть версия о том, что дерево тоже может получать определенную пользу от такого поведения муравьев, например, антимикробные выделения вокруг повреждения. Исследование было опубликовано в журнале Journal of Hymenoptera Research.

Фото: Bruno de Medeiros