Мозг космонавтов реорганизуется во время длительных полетов

Международная команда исследователей определила, что длительные космические полеты приводят к небольшой реорганизации мозга космонавтов, не приводя при этом к нейродегенеративным симптомам. В своем исследовании, вышедшем в журнале Science Advances, исследователи описывают процесс изучения мозга космонавтов, вернувшихся на Землю после длительных миссий на борту МКС.
Мозг космонавтов реорганизуется во время длительных полетов

Ранее исследования показывали, что продолжительные космические полеты могут приводить к нарушениям костей и мышц, а также к ухудшению остроты зрения. В рамках нового исследования ученые решили выяснить, как долгосрочные космические полеты влияют на состояние мозга космонавтов.

Для этого ученые с помощью специального типа МРТ запечатлели состояние мозга 11 русских космонавтов мужского пола до и после миссий на борту МКС. В среднем срок пребывания космонавтов на станции составлял 6 месяцев. Затем анализы мозга с помощью МРТ были взяты у них повторно — через 7 месяцев после возвращения на Землю.

Рассмотрев каждое из изображений мозга, полученных с помощью МРТ, ученые пришли к выводу, что мозг во время длительного космического полета реорганизуется, несколько смещая свое положение внутри черепной коробки. Эта реорганизация — ответ на изменения пространственной ориентации в космосе. Кроме того, мозг реагирует и на специфику пространства при полете в космос — адаптируясь к новым жизненным условиям, мозг космонавтов позволяет им приобретать новые моторные навыки, лучше сохранять баланс и контролировать координацию.

При этом исследователи отмечают, что реорганизация мозга не повлекла за собой нейродегенерацию — в течение 7 месяцев после полета пространственная ориентация космонавтов полностью восстановилась.

фото: Pixabay/CC0 Public Domain