Любовью, а не войной
Ученые долго не замечали бонобо, считая их «подрастающим поколением» обыкновенных шимпанзе. Только в 1929 году немецкий анатом Эрнст Шварц обнаружил, что небольших размеров череп принадлежит не молодой, а взрослой особи. Произошло это открытие в одном из бельгийских музеев. Дальше выяснилось, что «карликовый» шимпанзе – это отдельный вид человекообразных обезьян, которому в 1933 году дали научное имя: Pan Paniscus. Вторая мировая война приостановила их изучение, а широкая общественность узнала о бонобо лишь в 1997 году, после выхода монографии нидерландского приматолога и этолога Франса де Вааля «Bonobo: The Forgotten Ape» («Бонобо: забытые обезьяны»). Более полувека научной «тишины»! Все эти годы исследования были в разгаре, вот только образ жизни карликовых шимпанзе не позволял публиковать результаты для широкой публики – мешали нормы морали. Что же в бонобо такого неприличного?
Сначала ученые наблюдали за шимпанзе в зоопарках, а с 1970 года начали изучать их в природе – в лесах Конго. Бонобо – эндемики, обитают только в Центральной Африке, в северо-западной и северо-восточной частях Конго. Наблюдения японских и американских ученых длились более 20 лет и были приостановлены в середине 90-х в связи с гражданской войной в стране. Обстановка стабилизировалась только к 2003 году, и за это время численность бонобо сократилась с 55 до 30 тысяч. (Вид занесен в Международную Красную книгу.) Параллельно бонобо продолжали изучать и в зоопарках. Франс де Вааль специально переехал в 1981 году из Голландии в США, чтобы работать с этими обезьянами в зоопарке Сан-Диего: самая большая колония бонобо живет там в условиях, наиболее приближенных к реальному месту обитания.
Название «карликовый» на русском и paniscus («маленький») на латыни не совсем соответствует реальности. Бонобо по размерам почти не уступают ближайшим сородичам: самцы весят 35–60 кг, самки изящнее – до 35 кг. Рост взрослого животного – около 115 см. Размножаются бонобо редко: самка достигает половозрелости к 13–14 годам и рожает одного детеныша раз в пять-шесть лет. Этот фактор и сокращение ареала обитания заметно снижают популяцию карликовых шимпанзе.
Бонобо – ближайшие родственники людей: мы на 98 % совпадаем с ними по генетическому коду. Кровь бонобо даже можно без предварительной обработки переливать человеку! И в социально-эмоциональном поведении они тоже похожи на нас: у карликовых шимпанзе больше всего (среди обезьян) поведенческих черт, присущих человеку. И мозг у них развит отлично: американским исследователям даже удалось научить бонобо, которого звали Канзи, понимать 3000 слов и употреблять более 500, используя клавиатуру с геометрическими знаками.
Кроме того, у бонобо сильнее развиты нервные связи в лимбической системе, ответственной за эмоции и взаимопонимание: это значит, что они могут совсем по-человечески сопереживать, испытывать нежность или беспокойство. Может, как раз с особенностями эволюции их головного мозга и связан образ жизни, который не позволял в пуританские времена рассказать о них широкой общественности: универсальный «язык» бонобо – эротика.
Именно любовь – совсем не платоническая! – помогает бонобо всегда находить взаимопонимание и никогда не воевать. Отсутствию агрессии способствует и то, что в стае царит матриархат. Правда, скорее всего, второе вытекает из первого: сексуальное поведение позволяет самкам верховодить – они добиваются главенствующего положения не дракой, а ласками, в том числе и между собой. Это только одна из сторон богатой сексуальной жизни в стае бонобо: партнерами могут быть особи разного пола и возраста, при этом карликовые шимпанзе практикуют и групповой секс. Еще одна особенность, которая роднит их с людьми, – это составляющие полового акта. Бонобо умеют целоваться, любят оральные ласки и занимаются сексом в самых разных позах, в том числе «миссионерской», которая раньше считалась «привилегией» Homo Sapiens. Франс де Вааль, изучавший шимпанзе обыкновенных и карликовых, отмечает: «Тогда как половые акты шимпанзе довольно однообразны, бонобо ведут себя так, словно прочитали Камасутру и опробовали все позиции и вариации, какие только можно представить».
Очень важно уточнить, что такое поведение – это не просто потребность в совокуплении для продолжения рода. Это на самом деле язык общения, социосексуальность, позволяющая сохранять мирные отношения в стае. С помощью ласк бонобо подают разные сигналы, мирятся, просят поделиться едой и даже приветствуют друг друга. «Шимпанзе решают сексуальные проблемы силой; бонобо решают силовые проблемы сексом», – говорит Франс де Вааль.
У некоторых самцов бонобо ученые обнаружили повышенный уровень гормона стресса – кортизола. Однозначного объяснения этому нет, но исследователи предположили, что гормон «подскакивает» в организме самцов в присутствии возбужденных самок. То есть самцы пытаются понравиться партнерше и почти постоянно живут в состоянии стресса.
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению: как так вышло, что ближайшие родственники – карликовые шимпанзе и шимпанзе обыкновенные – настолько различаются? Самая аргументированная версия – это географическая обособленность. На левом берегу реки Конго, где обитают бонобо, нет других сородичей «по рациону», то есть еда имеется в изобилии, и за нее не надо сражаться. У Ричарда Рэнгема, известного антрополога и профессора Отделения эволюционной биологии человека в Гарварде, есть своя, уточняющая, гипотеза: последние два миллиона лет на левом берегу Конго не было горилл, поэтому бонобо могли питаться «за двоих», им не приходилось тратить время на поиски доступной пищи. «Это судьбоносное различие в стратегии поиска пропитания и сформировало социальное поведение», – считает Ричард Рэнгем.
Супруги Готфрид Хохман и Барбара Фрут, ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, изучали бонобо в дикой природе, приступив к исследованиям в 1990 году, в местечке Ломако в северном Конго. Они выяснили, что бонобо в дикой природе более кровожадны и агрессивны. По словам Хохмана, «в дикой природе бонобо ведут себя иначе – и должны вести себя иначе, – потому что они очень заняты выживанием, поисками еды». Основу их рациона составляют фрукты и растения, но бонобо и охотятся – на карликовых антилоп и даже на других обезьян.
Если объединить все проведенные исследования, можно говорить о том, что агрессия, конечно, присутствует в жизни бонобо, и конфликты случаются. Просто карликовые шимпанзе решают эти проблемы на «языке любви». Среди Homo Sapiens у них даже появились последователи-бонобисты, которые называют себя Polyamory society, если переводить дословно – «полиаморное общество». Это своеобразная попытка уйти от общественных догм в «мир любви», где нет сексуальных ограничений. Карликовых шимпанзе даже прозвали обезьянками-хиппи – и им очень подходит лозунг этого движения: «Занимайся любовью, а не войной». Конечно, ко всему надо подходить разумно, но кое-чему мы могли бы научиться у наших ближайших родственников.
Наука
Алла Никандрова