Характеристики землетрясения влияют на размер цунами

Исследование ученых из Гавайского университета (UH) в Маноа дает новое представление о связи между характеристиками землетрясений (глубиной, на которой две тектонические плиты проскальзывают друг мимо друга, жесткостью этих плит, магнитудой) и потенциальными размерами возникающего из-за землетрясения цунами.
Характеристики землетрясения влияют на размер цунами

Связь между землетрясениями и цунами не была изучена достаточно хорошо. Землетрясения одинаковой силы могут вызывать цунами значительно различающихся размеров. Это мешало четкому и точному предупреждению жителей о цунами.

В новом исследовании ученые, используя компьютерное моделирование, объединили физические процессы, вызывающие землетрясения и цунами. Результаты моделирования показали, что при одинаковой магнитуде, если разрыв в плитах произошел на небольшой глубине в менее жесткой части плиты, то возникающее потом цунами будет больше, чем при разрыве, находящемся глубже.
«Концентрированный разрыв вблизи впадины или на небольшой глубине вызывает относительно слабое сотрясение грунта, регистрируемое сейсмометрами, но вытесненная вода в вышележащем глубоком океане обладает повышенной энергией и порождает большие волны цунами, которые усиливаются с высокой скоростью по мере продвижения к берегу», – поясняют ученые.
Схема: как возникает цунами. Ocean Institute/ NOAA/ NWS / CGS

Работа показала, что для определения размера цунами наличие неглубоких разрывов при землетрясениях может быть более значимым фактором, чем магнитуда землетрясения. Исследование заставило ученых усомниться в возможности продолжения использования магнитуды в качестве основного показателя потенциального воздействия цунами. По мнению исследователей, практика использования лишь магнитуды для оценки потенциальной угрозы цунами плоха для прогнозирования. Работа призвана мотивировать развитие новых сейсмологических и геодезических исследований морского дна, которые смогли бы быстро обнаружить возникновение неглубоких разрывов для достижения более надежного предупреждения о цунами.

Исследование появилось в журнале Nature Geoscience.