Азиатские осы используют биофлуоресценцию для подсвечивания своих гнёзд

В последнее время учёные находят всё больше сухопутных организмов с биофлуоресценцией — естественным свечением, которое можно увидеть только под ультрафиолетовым излучением. Недавно команда французских и вьетнамских учёных обнаружила этот тип люминесценции в неожиданном месте — гнёздах некоторых видов азиатских полистов, также известных как бумажные осы.
Азиатские осы используют биофлуоресценцию для «подсвечивания» своих гнёзд

Биофлуоресцентные свойства осиных гнёзд были обнаружены во время научной экспедиции в тропические леса Вьетнама у четырёх видов — Polistes brunetus, P. lepcha, P. japonicus и одного неидентифицированного вида рода Polistes. Выявить яркое зелёное свечение в гнёздах насекомых учёным помогли ультрафиолетовые лампы, которые применялись в тёмное время суток.

Наибольшим свечением обладали коконы, находившиеся в гнёздах. Анализ с помощью микроскопа показал, что флуорофоры — флуоресцентные химические компоненты — в больших количествах содержатся в волокнах шёлка, входящего в состав белков ос.

Спектр выявленной флуоресценции покрывает зрительный диапазон ос, поэтому учёные решили, что свечение служит осам средством определения их «домашних» гнёзд. Но существует и другая версия касательно предназначения свечения: возможно, осы покрывают коконы биофлуоресцентными волокнами, чтобы защитить куколки от воздействия ультрафиолетовой радиации. В таком случае зелёное свечение позволяет проникать в коконы лишь той части солнечного света, что идёт на пользу развитию потомства, при этом «отфильтровывая» пагубный ультрафиолет.

Сейчас учёные рассматривают другие виды полистов на предмет использования биофлуоресценции, а также пытаются идентифицировать химические компоненты, ответственные за свечение у ос. В случае успеха новые компоненты будут применяться в сфере медицины.

Фото: Bernd Schöllhorn, Serge Berthier