Астрономы обнаружили самое сильное магнитное поле, когда-либо наблюдаемое во Вселенной

Изучая мощные рентгеновские сигналы, исходящие от нейтронной звезды, исследователи подсчитали, что ее магнитное поле в десятки миллионов раз сильнее, чем любое из когда-либо созданных в лаборатории на Земле.

Нейтронная звезда GRO J1008-57 принадлежит к очень специфическому подтипу — аккрецирующему рентгеновскому пульсару. Как пульсар, она испускает мощные лучи электромагнитного излучения, которые периодически проходят по Земле. Материал вызывает энергетические вспышки рентгеновского излучения, которые фиксируются телескопами. А недавно ученые изучили одну из таких вспышек, чтобы вычислить силу магнитного поля пульсара.

Во время вспышки в августе 2017 года астрономы наблюдали пульсар с помощью телескопа с модуляцией жесткого рентгеновского излучения Insight-HXMT. Они зафиксировали закономерность, называемую функцией циклотронного резонансного рассеяния(CRSF), которая возникает, когда рентгеновские фотоны рассеиваются электронами плазмы на поверхности.

CRSF был измерен при энергии 90 килоэлектронвольт, и на основании полученных данных ученые вычислили, что магнитное поле пульсара достигает миллиарда тесла. Это самое мощное магнитное поле, когда-либо обнаруженное во Вселенной. Для сравнения значение, созданное на данный момент в лаборатории, составляет всего 1200 тесла.

Хотя на данный момент это самое сильное известное магнитное поле, ученые предполагают, что более интенсивные нейтронные звезды, называемые магнетарами, могут иметь магнитные поля величиной до 100 миллиардов тесла.