Текст:
Татьяна Лунина
– Скажите, как вы пришли в свою профессию? Мне кажется, что заниматься пиротехникой – это мечта любого мальчишки.
– Так и есть. С самого детства я «химичил», занимался всякими «взрывалками». Может, причина в том, что моя мама была учителем химии, и так как меня не с кем было оставить дома, она брала меня на уроки. Я маленький-маленький сидел за партой, проводил всевозможные «опыты» с найденным в классе. Неосознанно, конечно.
– Какие-нибудь опасные опыты были?
– 33 «дырки» во мне было один раз, когда у меня в руке взорвалась колба с глицерином и марганцовкой – осколочные ранения. Родители, конечно, на какое-то время запретили дальнейшие опыты, но потом я опять стал «химичить». И прожженная мебель была, чуть пожар дома не устроил. В общем, постоянно проводились эксперименты с химическими веществами в не подготовленном для этого помещении. На Новый год я старался во дворе сделать подобие фейерверка для всей нашей дворовой компании из подручных материалов: хлопушки, бенгальские огни, марганцовка.
Виды пиротехники
В Российской Федерации пиротехнику делят на пять классов опасности. При классификации учитывается безопасное расстояние от места использования, температурные факторы и даже громкость взрыва.
1 КЛАСС
радиус поражения 0,5 м – хлопушки и бенгальские огни.
2 КЛАСС
радиус поражения 5 м – петарды, фонтаны, наземные фейерверки.
3 КЛАСС
радиус поражения 20 м – римские свечи и батареи салютов.
4 КЛАСС
радиус поражения свыше 20 м – профессиональная пиротехника. Это специальные шары, то есть заряды различных калибров (от 55 до 310 мм). Они загружаются в мортиры, полые трубки и запускаются с помощью электровоспламенения, которым управляют с пульта. Заряд в 310 мм –
самый большой из тех, что разрешено использовать в России. Его вес 50 кг, поднимается в воздух на 500 м.
5 КЛАСС – военная пиротехника.
– Как же это в профессию переросло?
– После поступления в Политехнический институт на экономику (я учился не на пиротехника, не пошел по химической специальности) все детские шалости отошли сами собой, так как я повзрослел и стал уже думать о будущем, об учебе.
Я окончил институт, после в разных местах работал. Во время перестройки в России появилась пиротехника. Первые поставки были контрафактными, все это продавалось на столиках у метро, на рынках. С учетом того, что продажа пиротехники и проведение фейерверков – достаточно прибыльный бизнес, мы с друзьями решили попробовать этим заняться. Начали тоже продавать пиротехнику перед Новым годом. Несколько лет мы этим занимались только перед зимними праздниками, а когда в России приняли законодательство о пиротехнике, решили создать организацию и открыть магазин. Как оказалось, это был первый магазин пиротехники в России, устроенный согласно правилам, да и вообще, открытый официально. Его проверяли все возможные службы безопасности и прочие инстанции, и под Новый год мы получили разрешение на работу.
– А кто-то обучает пиротехников?
– Да, достаточно давно уже, при НИИ ПХА (Научно-исследовательский институт прикладной химии) в Сергиевом Посаде. Это профильный институт. Он занимается проблемами пиротехники, а также ее использования в военной области. И параллельно проводит испытания тех изделий, которые сейчас продаются. Этот институт открыл курсы пиротехников. Раз в четыре года мы обязаны проходить переаттестацию: удостоверение пиротехников – это одно из требований для получения федеральной лицензии на торговлю пиротехнической продукцией в России и на использование пиротехники четвертого класса.
– Чем определяется мастерство пиротехника? Ведь кто-то хуже, кто-то лучше?
– Здесь как раз симбиоз критериев. Необходимы, конечно, знания, так как это
продукция действительно опасная. По телевизору же вообще только и слышно: там взорвалось, тут склад сгорел. А еще надо обладать художественными навыками, чтобы составить интересную программу, чтобы это не была просто хаотичная пальба. Ведь и пишет сюжет, и синхронизирует с музыкой фейерверк, и устанавливает на площадке оборудование тоже пиротехник.
– Расскажите, как устроена установка для профессиональной пиротехники.
– Стоит металлическая труба нужного для данной программы диаметра, определенной высоты, в которую заряжаются шары различных калибров (в зависимости от диаметра трубы). Каждый шар обладает воспламенителем, подсоединенным к проводу, который, в свою очередь, ведет к пульту управления.
– Нужна ли специальная защитная одежда?
– Каждая пиротехническая компания определяет это для себя, установленного правила нет. Используются защитные очки, маски на случай падения горящих элементов. И, конечно, наушники, потому что рядом с установкой очень сильное звуковое давление.
– А сюжет как пишется, с музыкой все это синхронизируется?
– Всем фейерверком управляет компьютер. Сначала последовательность выстрелов моделируется в программе, эффекты берутся из библиотеки изделий. Они по секундам расписываются, накладывается видеоряд. По сути, как фильм. Так что в сам момент фейерверка нужно лишь нажать кнопку.
– Раньше это все по-другому происходило?
– Есть ручной пульт, к которому подсоединяется множество контактов, и пиротехник нажимает по очереди кнопки, каждая из которых отвечает за определенный контакт, то есть за свою часть фейерверка. Для небольших фейерверков таким способом пользуются и сейчас.
Сергей Попов демонстрирует самый мощный из разрешенных зарядов
– А риск большой?
– Даже по строгому ГОСТу РФ каждое десятое изделие может срабатывать нештатно – хлопушка или петарда может взорваться в руке. Поэтому везде случаются непредвиденные ситуации. После пожара из-за пиротехнического шоу в клубе «Хромая лошадь» полностью запретили показы в залах. Но нельзя сказать, как и что может случиться на улице, ведь тут другие опасности – ветер, дождь.
– Так что же, получается, это дело везения или невезения?
– Большинство так называемых «несчастных случаев» происходит от безалаберности. Если сказано – не подходить на расстояние 25 метров, так не подходи же! И не заглядывай сверху в трубу сразу после окончания фейерверка – «птичка», может, и вылетит! Задача пиротехника – и самому выполнять эти правила, и других предупреждать. Почему человек, когда приобретает электропечь, всегда читает инструкцию, а покупая хлопушку, думает, что «и так все понятно»?
А при проведении фейерверка необходимо на рабочем поле здравым смыслом руководствоваться, думать наперед – чтобы было и средство пожар потушить, и погодные условия учтены были. Я уверен, что в «Хромой лошади» пиротехника была
«сделанной на коленке», да и ход представления не был продуман.
– Можно ли как-то проверить качество пиротехники до начала представления?
– Проверить сертификат соответствия – нужно смотреть, чтобы изделие было заводского производства. В крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге – пиротехническая отрасль достаточно развита. Здесь люди и продают, и приобретают качественные изделия и дорогостоящее оборудование. (Например, компьютерная установка стоит уже 150 тысяч рублей, а весь комплект оборудования –
порядка 800 тысяч.) Недавно у нас состоялся слет в Чебоксарах, где были представители разных регионов России. Люди рассказывали, как они делают фейерверки. Действительно, многие пользуются еще дедовскими методами: крошат бенгальские огни, прокладывают какие-то спирали от лампочек, чтобы все загорелось. Мы послушали и ужаснулись: немудрено, что всякие инциденты происходят.
– Оправдан ли риск? Заниматься пиротехникой – востребовано?
– Пиротехническая отрасль переживает волнообразную активность. Понятно, что Новый год – пик проведения фейерверков, но есть и корпоративные мероприятия, свадьбы, дни рождения, так что в течение года пиротехники без дела не сидят. В связи с кризисом, конечно, заказов стало меньше, но сейчас люди снова начинают активизироваться.
К тому же, есть много ниш в этой области. Например, пиротехника пятого класса – она используется в самолетах, автомобилях, в военном деле. Есть еще и пиротехнические системы пожаротушения. Так что пиротехнических дел мастер – это не только тот, кто
красивые шоу устраивает.
– Какими качествами должен обладать человек, который хочет этим заниматься?
– На мой взгляд, пиротехник должен быть спокойным. Важно понимать, что ты делаешь, не рисковать, либо, если идешь на какой-то риск, принять все меры безопасности. А для этого, конечно, и рассудительность не помешает.
– А есть ли девушки в профессии?
– Вы знаете, есть. Вот у нас супруга одного сотрудника тоже увлекается, помогает устройства монтировать и собирается поехать в Сергиев Посад, лицензию получать.
Вообще, это, конечно, любительницы адреналина. И времени на риск на площадке во много раз больше тратится, чем длится сам фейерверк. Красивые картинки в небе на десять минут потребуют порядка шести часов монтажа – кропотливой работы, проверки всех электрических цепей, изделий.
– С какими трудностями сталкивается пиротехник?
– Дело в том, что в России проведение фейерверков строго регламентировано, поэтому мы не можем использовать те инновации, которые принимает уже весь мир. На городские праздники, такие как «Алые паруса», День города, приглашают
зарубежных специалистов, немцев обычно, потому что наши такого не сделают. И причина тут не в мастерстве, а в оборудовании. Оно достаточно дорогостоящее, окупается не за один фейерверк. А такие грандиозные шоу, как на «Алые паруса»… проходят только на «Алые паруса». Купить на миллион, на два оборудование, один раз пострелять и положить «в стол» – не самое интересное. Поэтому популярны средние мортиры. Здесь тоже есть свои тренды, обновления. Сейчас мы постепенно переходим с металлических мортир на пластиковые, из которых уже весь мир стреляет. Два года назад еще нельзя было ими пользоваться – у нас ведь все железное, все военное, и покрашено в зеленый цвет. Все бы ничего, но такая железная мортира весит 70 кило, и если на фейерверке используется порядка ста-двухсот мортир, сами понимаете, что таскать их займет полдня. У пластиковой мортиры тоже есть свои недостатки – из нее можно сделать только десять выстрелов, но она дешевая, легкая, и это удобнее и быстрее.
– Бывают ли соревнования пиротехников?
– В мировой практике это принято. Ежегодно проходят фестивали фейерверков в Германии, Бразилии, в Италии, да во многих странах мира. В России была практика проведения фейерверков в Москве два года подряд, сейчас, в связи с кризисом, это
все прекратилось. А наша компания была инициатором таких фестивалей в Петербурге. Хороший способ привлечь туристов, да и профессионалам тоже было бы интересно. Мы со своей идеей даже выходили на губернатора, но… тут вопрос в том, что, так как пиротехника достаточно дорогое удовольствие, нужно было либо привлекать спонсоров, либо использовать городские деньги. К сожалению, поддержки мы не нашли. В России бывают спонтанные фестивали – организовывает их какая-нибудь группа любителей. А такого, как за границей, нет. Там четко распланировано – в таком-то месяце, такого-то числа, как концерты. Есть и соревнования, и жюри. Испытания проходят следующим образом: каждой команде выдают одинаковое количество изделий и творческое задание, и жюри оценивает, как можно из определенного набора изделий сделать что-нибудь интересное именно с точки зрения картинки. Выигрывают те, кто придумывает, по мнению жюри, самую
интересную программу.
– Какой у вас был самый интересный заказ?
– На самом деле интересных много. Хорошо запомнился фейерверк для владельца сети ресторанов в Санкт-Петербурге. Торжество было представительное: для него арендовали Мраморный дворец, пригласили звезд эстрады, а мы должны были запустить фейерверк с пляжа Петропавловской крепости. И вот момент. Мы были готовы – смонтировали все, проверили, оставалось только ждать сигнала. По закону после 11 вечера запускать фейерверки уже нельзя – из-за шума. Но торжество затягивалось. Как раз в этот день в Петербурге находился тогда еще президент РФ В.В. Путин, и у него было какое-то мероприятие на кораблике в это время. И проплывал он как раз на этом самом кораблике, со всей свитой. Получается, с минуты
на минуту позвонит начальник, а президент как раз на «линии огня». Как только кораблик прошел опасную зону, нам дали команду запускать. Фейерверк был дорогой, масштабный, кортеж приостановился посреди Невы. Мы не видели, смотрел там кто-то или не смотрел… Но потом нам позвонили из администрации президента: «Спасибо,– говорят,– понравилось президенту».
– Бывало так, что заказчики что-то невозможное требовали?
– Горящие сердца, обручальные кольца, голубки, различные надписи («Саша+Маша», «Свадьба!»), цифры с какой-нибудь знаменательной датой – все это держится в воздухе 40 секунд. По меркам пиротехники это долго. Но люди иногда звонят и заявляют: «Я хочу фейерверк на полчаса!» Приходится им объяснять таким образом: вы засеките полчаса, сядьте и посидите, в небо глядя неотрывно. Надоест же! Так что обычный фейерверк длится недолго – минут пять, максимум десять.
А однажды к нам обратился молодой человек, который с помощью фейерверка решил сделать предложение своей девушке. Мы сделали огненную надпись «Выходи за меня» и к ней небольшую композицию салютную. Но происходило это в экстремальных условиях – мы прятались за трансформаторной будкой. Девушка
подъехала на машине. Пока она поднималась в квартиру, мы должны были все установки перетащить на нужное место. А это достаточно крупная надпись, за пять минут ее не соберешь, так что молодой человек отвлекал девушку до нужного момента. С одной стороны, работа опасная, а с другой – романтическая. Главное – нам нравится все время этот адреналин, и какое-то удовлетворение после удачного фейерверка.