https://t.me/kolba_science  продолжает встречаться с интересными учеными и специалистами из науки. В этот раз уникальным опытом и взглядом поделилась Юлия Шевнина – доцент Института системной и программной инженерии и информационных технологий (Институт СПИНТех НИУ МИЭТ («Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»)."/> Женщины в науке и технологиях
я могу популяризировать женщин из сферы науки и техноло...
самое крупное сообщество из женщин-ученых и специалистов
KOlBA женщины в науке и технологиях
Все записи
текст

Женщины в науке и технологиях

В рамках проекта «Женщины в науке и технологиях» Евгения Еньшина, глава национального отделения «WiN Russia», лидер сообщества «Женщины в науке и технологиях, основатель премии «Kolba» https://t.me/kolba_science продолжает встречаться с интересными учеными и специалистами из науки. В этот раз уникальным опытом и взглядом поделилась Юлия Шевнина – доцент Института системной и программной инженерии и информационных технологий (Институт СПИНТех НИУ МИЭТ («Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»).
Женщины в науке и технологиях
Юлия Шевнина. Фото: kolba_science

Проект «Женщины в науке и технологиях"   – ответвление большого проекта «Бизнес и наука: эффективная коммуникация», реализуемого при поддержке национального отделения международного движения «Женщины атомной отрасли» («WiN Russia») в России. Я, глава национального отделения «Женщины атомной отрасли» встречаюсь с женщинами-учеными из разных сфер науки и технологий.

Традиционный вопрос, с которого я начинаю интервью: в чём заключается смысл человеческой жизни?

В самореализации.

С чего вы начали свой путь профессии? Как попали в науку?

Когда я училась в школе примерно в 14-15 лет, это был 7-8 класс, то увлеклась физикой, математикой и читала много дополнительной литературы. Если честно, мне нравилось деятельность ученых, то, что они постоянно что-то изучают, что-то придумывают. И в какой-то момент я поняла, что тоже хотела бы стать ученым и заниматься наукой в будущем, но скорее больше информатикой и математикой, чем физикой.

Потом я поступила в Московский институт электронной техники, вначале хотела поступить на направление «программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и систем», но в последний момент меня отговорили, и я подала документы на направление «управление и информатика в технических системах», о чем нисколько не жалею. На первом курсе преподаватель по программированию предложил мне поработать в ВУЗе в центре новых информационных технологий, там разрабатывали информационные системы для образования. Сначала мы занимались программированием, разработкой, а потом стали использовать и разрабатывать новые научные методы и алгоритмы, в том числе, моделировали деятельность студентов и преподавателей. Кстати, по этой теме я защищала дипломную, а затем и кандидатскую работу, в 2007 году.

Как отреагировали родители нам поступление?

Родители были шокированы моим выбором, они хотели, чтобы я была учителем и преподавала в школе, но мне как-то это не нравилось. На самом деле я настояла на своём, и правильно сделала.

Когда вы поступили в университет, какой соотношение девочек и мальчиков было?

Больше мальчиков, девочек всего было три.

Как окружающие относились к тому, что вы учитесь не совсем в «женской сфере»?

Не всегда однозначно, иногда, приходилось даже умалчивать некоторые подробности и не говорить, что я работаю программистом. Иногда, окружающие реагировали с удивлением, а, иногда, и неадекватно.

Насколько важна женщинам в науке, менторская поддержка, помощь наставника?

На мой взгляд, это очень важно, поскольку женщинам приходится работать в два раза больше, чтобы превзойти мужчин, так как во многих вещах и при равных условиях, часто предпочитают именно мужчин. Когда есть поддержка, то путь этот пройти легче.

На ваш взгляд, насколько сейчас развита менторская поддержка у старшего поколения к младшему?

Сложно сказать, у каждого все индивидуально, если смотреть в контексте нашего университета, то это зависит от многих факторов: людей, кафедры, какой стратегии придерживается университет и так далее. Кто-то, по своим внутренним мотивам продвигает учеников, молодых преподавателей, а кто-то держит их, можно сказать, на месте.

С какими трудностями сталкиваются учёные в профессиональной среде?

На мой взгляд, это получение финансирования на новые разработки из-за сложного бюрократического входа. Даже, если есть какие-то нестандартные методы или способы эффективно решающие сложную проблему, то не всегда можно получить разрешение на публикацию

С чем это связано?

Я думаю, что на это есть определённые причины. Возможно, это связано с противодействием нечестным схемам, для чего-то необходимы дополнительные проверки.

В Советское время был «Государственный комитет науки и технологии", основной задачей которого было распределение выпускников ВУЗа по рабочим местам на производство. Сейчас кто этим занимается?

Сейчас специалистов чаще отпускают в свободное плавание, они сами ищут себе работу, но бывает кому-то везёт и после окончания вуза они трудоустраиваются в дружественными нам компании, где проходят стажировку во время обучения.

Эта проблема стоит достаточно остро, между функционированием науки и бизнеса, потому что многие специалисты, выходящий из ВУЗов не идут по профессии из-за низкой заработной платы.

Плюс не всегда нужны именно работники, которые готовы заниматься наукой, бизнесу нужны быстрые деньги, а это значит больше ценятся какие-то практические навыки.

Сейчас в академической среде все больше начинают развивать soft skills, вы считаете это важным?

Это правда, сейчас стало обязательным, информация «спущена» сверху, развивать гибкие навыки. Большое количество часов отведено на это в дисциплинах, плюс работа в командах, проектные задания, деловая коммуникация. Практически 70-80% студентов на последних занятиях делают доклады о своих результатах. Таким образом студенты учатся рассказывать и презентовать проекты, задавать вопросы.

Как вы думаете это им поможет в дальнейшем в профессиональном и карьерном росте?

Я думаю, несомненно. Во-первых, они учатся не только говорить о своих результатах структурировано, кратко, но и отстаивать свою позицию, вести переговоры.

У вас есть, насколько я знаю, исследовательские проекты. Расскажите о них? В чем миссии каждого, много ли человек в команде?

Я руковожу шестью исследовательскими проектами, в которых участвует 32 студента. В проектах используются методы машинного обучения, нейронные сети. Проекты связаны с индивидуализацией и персонализацией в образовательной деятельности, моделированием процессов и поведения человека, созданием рекомендательных и экспертных сервисов, интеллектуальным подбором кадрового потенциала. Например, проект «Индивидуальная образовательная траектория» связан с построением индивидуально учебного плана для студента с учетом его личностных особенностей, образовательных и профессиональных достижений.

Кто оказывает финансовую поддержку этим проектам?

Финансовой поддержки, к сожалению, пока нет. Сейчас мы находимся только в стадии разработки. Сейчас это всё на добровольных началах, но студенты по собственной инициативе участвует в таких проектах, им нравится получать опыт. Я набираю в эти проекты людей даже с нулевым опытом, и как раз в команде происходит коммуникация и обмен знаниями. На мой взгляд - это очень важно!

Что вы думаете по поводу индустрии 5.0?

Если честно, основной фокус не измениться, думаю, что только на человеке фокусироваться нельзя, нужно рассматривать окружающих и природу, в том числе, и ресурсосберегающие технологии. Искусственный интеллект тоже должен развиваться, но нужно ограничивать этот процесс, его можно использовать для решения каких-то рутинных задач.

Как вы считаете какая степень включенности государства должна быть в науку?

На мой взгляд, должно быть большее поощрение молодых учёных. Возможно менее дорогие гранты, но их должно быть больше. Для прохождения многих грантов требуется наличие публикаций, а, чтобы быть руководителем или исполнителем «гранта» должны быть определённые публикация в журналах, рейтинги, а их не всегда просто получить, особенно, молодым.

Как вы считаете, что является сдерживающий фактором для женщины в науке и технологиях?

Со стороны работодателя, я думаю, нужно развивать более комфортные условия – например, гибкий график работы, особенно, для тех женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. На своем опыте могу сказать, после рождения первого ребёнка я ещё пыталась как-то работать – урывками, но, когда появился второй ребёнок – это стало проблематично. Я уже практически ничего не могла делать - не хватало времени. Для меня лично это было тяжело, так как я привыкла быть в постоянном движение.

После того как вы вышли из декретного отпуска была ли кем-то, например, hr-специалистами проведена инвентаризация ваших знаний?

Нет, этого не было. Но, после выхода из декрета, на моей кафедре появились новые молодые специалисты, которые лучше владели новыми технологиями. Конечно, я пыталась как-то обновить свои знания, но после выхода из декрета я чувствовала, что мне не хватает времени для более детального изучения современных методов. Но, я четко осознала, что не нужно включаться в гонку за молодыми специалистами, поскольку у меня есть определённый опыт, как теоретический, так и практический, в том числе, и в решение нестандартных ситуаций. И я готова делиться этим опытом.

В 1961 году на одном из совещаний сельского хозяйства Никита Хрущёв сказал: «если руководить, то мужчина, а когда работать женщина». С тех пор что-то изменилось, на ваш взгляд?

Мне кажется, женщинам на руководящие посты пробиться сложнее, в науке, возможно, соблюдается какая-то равномерность, чтобы мужчин и женщина было равное количество в проекте, но при прочих равных условиях мужчина будет иметь преимущество, в том числе, по заработной плате.

Вам не кажется, что это связано со стилем общения: женщины общаются из позиции «дуэт», пытаясь договориться, таким образом, занижая свои знания и компетенции, мужчина напротив общается из стиля «дуэль», что зачастую мешает женщинам двигаться эффективнее и быстрее по карьере?

Возможно да, возможно стиль общения влияет, а возможно уже какая-то стереотипность есть, что женщина не справиться с той или иной должностью.

"Повседневность - это реальность которая интерпретирует людьми и имеет для них субъективную значимость качестве цельного мира» - это слова Томаса Лукмана немецкого социолога. Что для вас повседневность?

Это решение каких-то насущных, текучих задач, расстановка задач и целей на будущее и совершение каких-то маленьких шагов для их завершения.

Чтобы вы посоветовали молодым женщинам-учёным, которые хотят выбрать научную специальность?

Если они действительно этого хотят, то пусть двигаются к своим целям. Возможно, если они также хотят создать семью, рожать детей может быть заранее подумать о помощниках. Еще искать баланс, меньше себя критиковать и очень важна поддержка близких, коллектива, друзей.

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK