Я уеду под землю: как устроены подземные города
Каппадокия (Турция): горы, туф и прятки
Самая простая причина возникновения подземных городов – геологические «изюминки» местности, когда сама природа подсказывает человеку способ обустроить среду обитания. Например, массив горных пород центральной Турции (древнее название – Каппадокия) представлен вулканическим туфом, податливым для обработки, но прочным при статических нагрузках.
Особенности
Подземные пещеры появились в Каппадокии в ранневизантийскую эпоху. Они уходили на глубину до 85 м, и там могли расположиться десятки тысяч жителей! Древние инженеры и строители организовали для них систему водоснабжения и вентиляции, построили пекарни, винодельни, церкви, конюшни и даже кладбища. Снаружи такой мегаполис не выдавало ничего, кроме небольших отверстий посреди горных равнин, так что обитатели успешно прятались от набегов чужеземцев, всего лишь заложив входы. Город имел 20 уровней, 12 из которых до сих пор остаются не исследованными. А обнаружили подземную Каппадокию только в XIX веке, когда один священник наткнулся на дыру в земле, не смог побороть любопытства и спустился в нее.
К этому моменту выявлено более 200 подземных поселений Каппадокии, и с каждым десятилетием их становится больше. Например, в 2013 году при сносе старых домов открылась еще одна многоуровневая подземная сеть глубиной 113 м.
Наур: комфорт подполья
Этот французский городок вырыт в начале IX века, когда Франция еще и Францией-то не была, а местные жители вынуждены были противостоять набегам иноземных грабителей – защищаться или где-то прятаться. Но где спрячешься среди полей и холмов? Разве что под ними.
Город-двойник выполнял фортификационную функцию целых девять веков, став немым свидетелем Тридцатилетней войны с испанцами и Столетней войны с англичанами. Лишь в 1830 году из-за угрозы обвала последний житель покинул Наур. И подобных сооружений на севере Франции более семидесяти!
Особенности
Почти три тысячи обитателей Наура от нескольких дней до нескольких месяцев могли спокойно жить под землей, под своими же домами: ходить в церковь, содержать домашних животных и даже наказывать нарушителей порядка, заключая их в сидячую тюрьму.
Горячую еду готовили, никак себя не выдавая. Шесть «коммунальных» кухонь были снабжены вытяжными каналами, которые выводили часть дыма в «законную» трубу на крыше наземного дома, а часть – в лесную чащу далеко от городка.
Помимо примеров своей смекалки, жители Наура оставили и другие ценности для современных ученых: например, глиняный сосуд с 200-летним зерном – древним «родственником» пшеницы, который кормил людей в Средние века.
Мус-Джо (Канада): холода и сухой закон
В канадском местечке Мус-Джо (переводится как «Лосиная Челюсть») жителей согнал под землю климат, который не балует на поверхности. А теплоизоляционные свойства горных пород позволяют круглый год поддерживать постоянную температуру, так что в комфорте подземелья можно спастись и от жары, и от стужи.
Особенности
Подземный дублер верхнего городка появился в Мус-Джо в начале ХХ века, и он исправно выполнял свою функцию защиты от холодов. Но в 1920 году, когда в соседних США был принят «Сухой закон», «антипод» превратился в укрытие для контрабандистов и «трассу» для транспортировки алкоголя.
Кубер-Педи (Австралия): зной и опалы
Кубер-Педи на языке австралийских аборигенов означает «нора белого человека». Он находится в одном из самых засушливых мест континента. Днем пекло, ночью холодно, то и дело песчаные бури, зелени нет, осадков за год – меньше, чем у нас за месяц. Пустыня! Но находчивые местные жители догадались устроить себе «норы» – подземный приют с круглогодичной температурой около 20 °C.
Основанный еще в 1915 году, Кубер-Педи существует и сегодня, в нем полторы тысячи обитателей. Они пробурили себе артезианскую скважину, а электроэнергию вырабатывают с помощью дизельных генераторов и солнечных батарей на поверхности. Даже в гольф играют, только шарики у них с подсветкой.
Особенности
Некомфортный климат – не единственная особенность Кубер-Педи. Этот городок – мировая столица опалов, здесь находится 30 % мировых запасов благородных люминесцирующих пород. Так что большинство подземных горожан занято в горнопромышленном деле, а их дома-пещеры напрямую соединены с опаловыми шахтами.
Величка (Польша): много соли
Соляные копи Велички недалеко от Кракова – объект не жилой, но культурный и лечебный. Три верхних уровня этой многовековой шахты (до 135 м вглубь) демонстрируют туристам, как развивались технологии добычи соли в течение 700 лет. До XVI века такие экскурсии были элитарным досугом!
А на глубине 125 м находится лечебница.
Особенности
Добыча полезных ископаемых вообще способствует подземному жилищному строительству. Выработка туфов создала город под Римом, «Подпарижье» зародилось в каменоломнях, одесские катакомбы появились благодаря добыче ракушечника и понтийского известняка.
В шахте Велички с XII до XIX века соледобытчики на семи уровнях выдолбили 2400 камер, соединенных коридорами общей длиной 245 км. Копи превратились в многоярусный комплекс с тысячей залов, мельницами, складами и местами отдыха. На берегу подземного озера Велички возвышается дворец, украшенный соляными скульптурами.
Даманхур: духовность и ручной труд
Даманхур, или «Обитель Гора» в итальянском Пьемонте появился не так давно, в 1978 году. В скале под непримечательным домиком его создала экообщина под руководством Оберто Айрауди, который с детства грезил об идеальном обществе.
Особенности
Даманхур построен по подобию одноименного древнеегипетского города жрецов. Он включает девять подземных храмов (каждый выше 30 м), соединенных системой коридоров. 800 м2 настенной росписи! Причем строительство велось вручную, без использования техники (не считая отбойного молотка) и в тайне, без ведома властей. Официальное разрешение было получено лишь спустя 14 лет после его рассекречивания. Пятиуровневый подземный город объявили национальным достоянием, открыли для посещения и надстроили наземным университетом, школой, магазинами и фермой.
Beijing Underground City (Китай): антисоветский бункер
«Подземный Пекин» построен в ожидании ядерной войны с Советским Союзом. Это один из самых известных городов-бункеров, появление которых по всему миру катализировала холодная война и ядерная угроза. В них предполагалось прятать самое ценное – правительство – и ждать окончания действия радиации.
В 1950-е годы такие убежища начала строить Великобритания – по бункеру на каждые 25 км. Для четырех тысяч избранных представителей элиты в графстве Уилтшир выкопали секретный Берлингтон со складом продовольствия на три месяца блокады.
В СССР засекреченный подземный схрон для 15 тысяч человек располагался под столичным микрорайоном Раменки. Есть неподтвержденные данные о том, что горный курорт Абзаково недалеко от Магнитогорска – тоже прикрытие для военной ставки в случае ядерного конфликта. Аналогичные укрытия для американских лидеров находятся в горе Чейен в Колорадо, в горе Везер в Вирджинии, в железной горе Массачусетс и горном комплексе Рейвен-Рок.
Особенности
Beijing Underground City – это гигантская сеть 30-километровых бомбоубежищ, рассчитанных на 300 тысяч человек, где были предусмотрены магазины и рестораны, больницы и школы, театры и стадионы, даже фабрики и фермы. В пекинском подземелье построили несколько тысяч вентиляционных шахт и 70 колодцев с питьевой водой, а основным входом служило метро. Для посещений его открыли только в 2000 году, а через восемь лет закрыли снова. Можно предположить, что не просто так – огромные подземные пространства можно успешно использовать. Кроме того, на ближайшие пять лет в Пекине запланирован перенос под землю всей транспортной системы.
RESO (Канада): подземка завтрашнего дня
Монреальский город RESO, или La Ville Souterraine, объединяет 68 станций метро с торговыми центрами, автобусными станциями, офисами, отелями, ресторанами, банками, кинотеатрами, выставочными галереями и даже университетским кампусом – итого почти 10 км2 площади и 32 км связующих тоннелей.
Особенности
Попасть в RESO можно через любой из 200 входов во всех районах города. Зимой многие монреальцы проводят там большую часть времени – удобно перемещаться по мегаполису, не выходя на морозную поверхность. Аналог RESO есть в Торонто – 29-километровый торговый центр РАТН даже попал в Книгу рекордов Гиннесса. Тоннели соединяют его с офисами и парковками, и некоторые люди прозорливо покупают квартиры в высотках, где лифты опускаются до уровня РАТН.
Похожее торгово-культурно-офисное пространство планирует создать правительство Амстердама, чтобы сохранить исторический центр города; в Финляндии каждый год под землю уходят предприятия, автомагистрали, бассейны и даже хоккейные поля. И российских архитекторов 60-градусные якутские морозы тоже натолкнули на мысль о строительстве биокупола на 10 тысяч жителей – да не где-нибудь, а в вечной мерзлоте, на месте 1200-метрового карьера по выработке алмазов в городе Мирный. Под куполом предполагается разместить три уровня: внизу – вертикальная ферма, в середине – лесопарк, в верхнем ярусе – жилой комплекс. Сложнее всего в этом проекте, конечно, финансовая часть: строительство Экогорода потребует $ 3 млрд, что в тысячу раз больше амстердамского проекта.
***
Многие подземные города вырастали из хранилищ или ради хранилищ. Размещение под землей продовольственных складов позволяет не только сохранить продукты, но и минимизировать энергетические затраты. Эксперименты с установкой промышленных холодильников в подземельях Сан-Паулу и Канзас-Сити показали, что при отключении электроэнергии температура внутри холодильника, установленного на поверхности, повышается на 0,6 °С в час, а при использовании точно такого же оборудования под землей эти потери составляют 0,6 °С в сутки.
Построить подземный город в полтора раза дороже, чем наземный, – из-за сложности укрепляющих, гидроизолирующих и вентиляционных конструкций, дополнительных затрат на земляные работы. Хотя отсутствие кровли, окон и фундамента, наоборот, удешевляет строительство.
Инженерные и технические разработки последних лет позволяют легко воплощать в жизнь такие проекты. Каждый год на смену старым бетонным смесям приходят новые европейские и японские продукты – с ультрадисперсными наночастицами в составе, увеличивающими срок службы до 500 лет. Опробованы материалы из фиброволокна для дисперсного армирования, полистиролбетоны и ячеистые нанобетоны. Разрабатываются и используются безусадочные смеси, сверхпрочные сплавы, арматура из углепластика, энергосберегающее стекло и «умные» покрытия. А современные бурильные машины длиной до четырех футбольных полей (и диаметром проходческого щита около 10 м) позволяют углубляться под землю уже на 40 м в день! Острейшие лезвия срезают породу, автоматические ковши перемещают грунт, механические манипуляторы армируют тоннель стальной сеткой, специальный робот на месте цементирует стенки, а гидравлические ноги без остановок перемещают машину вперед.
Коротко
Ольга Спасская