Яблочко от яблоньки, как известно, недалеко падает. В данном случае это даже не аллегория. Проще говоря, чтобы понять, что за плоды (листья, корнеплоды) мы вкушаем, хорошо бы выяснить, где и в каких условиях выросло растение, нам их подарившее.
И сразу о грустном. Большая часть того, что мы видим на прилавках магазинов и рынков, – импортный товар. Причем это касается не только каких-нибудь бананов и маракуй, но и яблок, огурцов, томатов, картошки.
Так, попытка раздобыть в петербургских магазинах отечественные яблочки завершилась практически полным провалом. На наш выбор была представлена весьма недешевая (в сравнении с польскими и молдавскими сородичами) антоновка и сорт «Зимний банан», про который сразу было сказано, что его «лучше не брать, плохой». «Банан», впрочем, этого и не скрывал, жалостно глядя с витрины пожухлыми боками.
Печальнее была лишь новость о том, что найденные нами раритеты плодоовощного рынка могли оказаться фальшивкой. Сегодня среднестатистический покупатель по-прежнему безотчетно уверен в том, что «наше» значит «натуральное», а российские поля и огороды «всякой гадостью не поливают». Это формирует спрос (в буквальном смысле слова) на отечественную продукцию и заставляет работников розничной торговли, к примеру, выдавать польские яблоки за липецкие. На самом же деле к ноябрю для большинства сельскохозяйственных культур в России наступает «не сезон», а для длительного хранения они не предназначены.
КОЕ-ЧТО НА РОДНЫХ ПРОСТОРАХ, однако, выращивают, а главное, продают и зимой. Это продукция агрофирм, владеющих собственными тепличными хозяйствами. В Ленинградской области расположены пять таких крупных предприятий. Яблони здесь, конечно, не цветут, а вот салат и сладкий перец растут вполне успешно.
ЧТОБЫ УЗНАТЬ, как именно выращиваются овощи для массового потребления, когда за окном «минус», мы отправились в агрофирму «Выборжец». Зелень и огурцы именно этой компании можно найти на полках всех петербургских гипермаркетов.
ОГНИ ТЕПЛИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА на подъезде к поселку Янино близ Петербурга видны еще с шоссе. (Как позднее выяснится, это круглосуточно работают лампы дневного света, заменяющие растениям солнце.) Солидная территория по периметру огорожена забором, и попасть внутрь можно только по пропуску. Бесчисленные теплицы связаны коридорами-туннелями в единую систему. Говорят, малейший перепад температур – и все: пропал урожай!
На входе выдают халат. Мы будто собираемся зайти в больничную палату… Но попадаем в теплицу, где выращивают салат. Для тех, кто не видел ничего больше садового парника на даче, зрелище было бы незабываемое. Бесконечное зеленое поле в ярком «дневном» свете – вот такое аграрное лето посреди зимы.
Главный агроном «поля чудес» Валентина Богданова на ходу объясняет нам азы производственного процесса. В тепличном хозяйстве практически все автоматизировано. Работники расставляют пластиковые стаканчики с семенами в ряд на конвейерную ленту. Затем ленту прокручивают, и процедура повторяется с новой порцией семян. Так засеивается вся площадь «грядки». Эти пластиковые стаканчики-горшочки растения не покидают от момента посадки до сдачи в магазин. Питательные вещества подаются им по специальным трубкам. Агрономы же следят за нормой витаминов, проверяют уровень влажности и температуру в помещении. Между прочим, несмотря на всю искусственность тепличной обстановки, даже здесь растения как будто «чувствуют» смену сезонов. Летом урожай можно собирать хоть каждый день, а в зимние месяцы – раз в два дня.
Главные поставщики фруктов в Россию – это Эквадор, Турция, Китай, Аргентина и Марокко. Больше всего к нам везут бананов – из Эквадора и Коста-Рики. Вторые в рейтинге яблоки – из Китая и Польши. Затем идут цитрусовые (в основном апельсины и лимоны) – из Турции, Египта, Израиля, Испании. Средние по популярности груши едут сюда из Аргентины. Свежие овощи направляются в нашу сторону по большей части из Турции и Израиля. Абсолютный лидер ввоза – томаты, как раз турецкие. За ними следуют картофель из Египта и морковь из Израиля. А вот лук, между прочим, Россия даже экспортирует в государства Средней Азии.
Еще один нюанс: сажают семена вовсе не в землю-матушку, как можно было бы подумать. От этой технологии отказались еще в 1995 году. Сейчас растения пускают корни в минеральную вату, заранее пропитанную разными полезными для зеленой братии веществами. Каждый сезон слой ваты меняется. По словам Валентины Богдановой, выращивать овощи в грунте бессмысленно. В нем полезных веществ, которые должно получать растение, попросту нет.
Такое положение вещей вызывает у нас некоторое недоумение:
– То есть получается, овощи просто «накачивают» витаминами?
– Нет, витамины, которые содержатся в овощах, получаются в процессе фотосинтеза. Для этого во всех теплицах стоят мощные лампы. Необходимая норма света рассчитывается на компьютере. Также важно расположение ламп. Например, у огурцов большая листовая площадь, и если освещение однонаправленное, то свет получит только часть листьев.
Кроме того, растениям необходим определенный набор микроэлементов. Их количество также рассчитывается специальными программами. За качеством роста следят агрономы. Они ежедневно берут «почву» на анализ и наблюдают, хватает ли растениям питательных веществ. На основании этого корректируется дневной «рацион».
НАС, КАК ВЫ ПОМНИТЕ, с самого начала интересовала не только счастливо-леностная жизнь листовых овощей. Так что мы поспешили задать дипломированному агроному, раз уж он перед нами «случился», и другие волнующие вопросы:
– Валентина Геннадьевна, какие отличия есть у зимних сортов агрокультур и летних? – Понятия зимних и летних сортов не существует. Каждый сорт приспособлен к каким-то определенным условиям. У них разный вид и вкус. Но конкретно под сезоны сортов не бывает.
– Применяют ли при выращивании какие-то особые «зимние» удобрения и химикаты?
– Особые – нет. В этом нет надобности, так как растения выращиваются в теплицах, где круглый год поддерживается стабильная температура. Меняется количество удобрений. Зимой растения получают их больше.
– Различается ли содержание витаминов в овощах, выращенных летом и зимой?
– Думаю, что в летних овощах витаминов больше: ведь они получают солнечную энергию. Мы стараемся максимально приблизить ламповый свет к солнечному, но полностью его заменить все равно не удается.
– Почему осенью резко возрастают цены на отечественные овощи, в то время как цена на заграничные остается на том же уровне?
– Все это связано с затратами на производство. Выращивать растения зимой дорого. Велики расходы на электроэнергию, отопление. Поэтому и на рынке импортных овощей и фруктов намного больше. Например, у нас под огурцы выделена площадь в один гектар, и три гектара под салат. Этого очень мало, чтобы прокормить весь Петербург. В ближайшее время мы планируем увеличить площади до десяти гектаров, но и этого будет недостаточно.
ЧТОБЫ ВЫЯСНИТЬ, чем еще, кроме цены, различаются российские и зарубежные овощи, мы решили обратиться в химическую лабораторию. Ведь каких только слухов не ходит о зимних привозных овощах и фруктах! Мало того что они все с модифицированными генами, напичканы неведомой химией («Иначе почему такие большие и красивые?» – вопрошает народная молва), так еще и покрыты то ли воском, то ли лаком для товарного вида. А все витамины за время транспортировки из них все равно улетучились! В общем, в представлении значительной части покупателей «наше» – натуральное, а импортное – почти пластиковое, ко рту страшно поднести.
Вот мы и задались целью с помощью беспристрастного лабораторного анализа либо прекратить дискриминацию заграничного товара, либо уж подтвердить его репутацию отравителя и с легким сердцем начать выращивать огурцы на подоконнике. Однако на нашем пути возникли непредвиденные трудности.
Сначала химики завернули идею анализа на «вредности»: пестициды, гербициды, консерванты – что там еще бывает? Оказалось, «бывает» так много всего, что требовать определить химическую опасность конкретного «овощефрукта» – это как просить «принести то, не знаю что». Чтобы выяснить, какие вредные вещества содержатся в растении, нужно знать, чем именно его обрабатывали. Точно это могут сказать только в санитарно-эпидемиологической службе. Перед тем как продукт попадает на полки магазинов, агрофирмы предоставляют СЭС список препаратов, которые использовались при производстве. На его основе и проводится анализ. Причем не на наличие или отсутствие, а на количество. В том, что «химия» в овощах и фруктах остается, никто и не сомневается: всего не отмоешь. Но если содержание вредных веществ превышает допустимые пределы, продукцию не допускают к продаже. Так что риск напороться на отравленное наливное яблочко в супермаркете минимален. Вернее, «отравлено» оно будет строго в соответствии с СанПиН (санитарными правилами и нормативами). И тут уж ничего не попишешь.
Одна из самых распространенных фруктовых «страшилок» связана с бананами. Многие знают, что эти фрукты собирают, когда они еще совсем зеленые. Ведь из-за повышенного содержания сахара зрелые бананы просто не доедут до точек продажи, испортившись по дороге. Так что к нам в охлажденном состоянии везут банановую «зелень». А вот что происходит с фруктами дальше – повод для мифотворчества с элементами хоррора. На самом же деле дальше происходит контролируемое дозревание плодов по технологии, носящей неблагозвучное название «газация», то есть обработка газом. «Банановый газ» – нехитрая смесь: на 95 процентов – азот, на 5 процентов – этилен, который и запускает процесс созревания, стимулируя превращение крахмала в сахар. Этилен (С2Н4) – самое производимое органическое соединение в мире и по совместительству фитогормон, в природе выделяемый и самими фруктами. (Существует даже методика «газации» бананов в домашних условиях: для этого их предлагается поместить в туго завязанный пакет вместе со зрелыми яблоками.) Примерно сутки в «газовой камере», еще пара дней на складе – и плоды обретают товарный вид, цвет и вкус. Кстати, характерный признак недозрелого банана (кроме цвета, конечно) – ярко выраженные продольные грани на плодах. Зрелый фрукт имеет почти круглое сечение. Поэтому если вы видите в магазине «граненый» банан, уже покрытый бурыми пятнышками, знайте: последние – признак не зрелости, а повреждений при транспортировке.
НУ, А КАК БЫТЬ с полезными веществами? Отличается ли их концентрация в отечественных и импортных продуктах? Витамины – это ведь не пестициды, их список известен давно и «поименно».
Для проведения анализа мы заблаговременно, еще на экскурсии по тепличному хозяйству, запаслись огурцами и салатом местного производства, а в супермаркете приобрели их зарубежные аналоги. Заодно захватили и «лакированное» зеленое яблоко – поинтересоваться, что там под глянцевой оболочкой.
Сколько ни «мучай» огурец, а витаминов не найдешь
Но в лаборатории к инициативе отнеслись скептически. И аргументировали это тем, что принесенные нами овощи-фрукты… бедны на витамины! После долгих объяснений картина стала прорисоваться.
ПОГРЕШНОСТЬ ВЫЧИСЛЕНИЙ при лабораторном анализе составляет плюс-минус 10 мг на 100 г продукта. Но концентрация почти всех известных витаминов практически в любых источниках еще меньше! (К счастью, и потребность организма в них находится на том же уровне.) При таком соотношении сделать какой-либо четкий вывод невозможно, не то что провести сравнение.
Витамины, содержание которых поддается внятному измерению, – это С и А. Но, как известно, источником витамина А в основном считаются животные продукты. Так что нам остается искать витамин С. Тем более, это самый что ни на есть «зимний» витамин: вечно его всем не хватает для поддержания иммунитета.
КАК НАВЕРНЯКА УЖЕ ПОНЯЛ читатель, здесь-то мы и «накололись». Любой первоклассник знает, что источник витамина С – это цитрусовые, а уж никак не огурцы. Специалисты лаборатории, которые на нас, видно, и смотрели как на малых детей, даже конкретизировали. В яблоках и салате аскорбиновой кислоты содержится всего 15 мг на 100 г, в огурцах и того меньше – 10 мг. Для анализа они не подходят.
Мы, откровенно говоря, были озадачены. Что же тогда сравнивать? Лимоны-апельсины всем хороши, кроме того, что в России они не растут. То есть делить их на «летние» и «зимние» смысла нет: там, откуда их везут, и сейчас лето.
В лаборатории нам подсказали выход. Сладкий перец! Концентрация витамина С – 150–250 мг. А растет и в местных тепличных хозяйствах, и на заграничных грядках.
В ближайшем магазине тут же были куплены два красных перца. Если верить утверждениям продавца, один из Голландии, второй из Петербурга. Через пару дней пришли результаты химического анализа.
Норме соответствовали оба продукта. Разница в содержании витамина С была равна «одному огурцу». При этом в голландском перце концентрация оказалась больше (!): 108 мг против 94,7 мг в петербургском.
– Разница несущественная, – прокомментировал результаты главный инженер лаборатории Алексей Андреевич Домнин. – С учетом погрешности (десять миллиграммов), это практически одинаковые показатели, такая ошибка допустима. В среднем в обоих образцах получается 100 миллиграммов. Это очень хорошая концентрация – по миллиграмму на каждый грамм. Даже в апельсинах витамина С меньше.
КАКОВ ЖЕ ИТОГ? Местные продукты не полезней заграничных, а содержание витаминов в тех и других вполне приличное. (Впрочем, и свою дозу «химикатов» мы получаем в обоих случаях.) Откуда же тогда берутся легендарные весенние авитаминозы и вечный дефицит чего-нибудь полезного, который неумолимая статистика то и дело «диагностирует» у энного (как правило, большого) процента россиян?
Где вопрос, там и ответ. Те же статистические исследования показывают, что наши соотечественники по-прежнему отстают от европейцев и американцев по употреблению в пищу свежих овощей и фруктов. Особенно зимой. По существу, наши авитаминозы – проблема, скажем так, не химико-биологическая, а экономическая и климатическая. Температура за окном падает, цены на всякую растительность, не закатанную в банки, наоборот, взлетают. И вот мы уже предпочитаем салату суп или, в худшем случае, макароны с котлеткой. Так что дефицит «полезности» в собственном рационе создаем мы сами.
И речь идет не только о витаминах (их, в конце концов, можно и в таблетках употреблять – даже дешевле получается). Например, в яблоках важны пектины (натуральные полисахариды, обладающие очищающим и защитным эффектом), а в огурцах – сок. Диетологи напоминают, что овощи-фрукты – источники клетчатки, которой почти все мы «недоедаем», в отличие от сахара и крахмала.
Так что не столь важно, петербургские, голландские или африканские фрукты и овощи вы едите, главное – ешьте! А в вопросах выбора можете вполне положиться на свой глаз, нюх и вкус: они вам всегда укажут на действительно полезную культуру.