я могу творить
Не теряй времени, его и так осталось мало.
Сергей Шклюдов
Все записи
текст

ОНО. Кто и как открыл дверь в бессознательное?

О существовании бессознательного, побуждающего человека к необъяснимым с точки зрения логики поступкам, человечество догадывалось давно, еще со времен зарождения античной культуры. Однако первым, кто попытался подойти к проблеме исследования нашего подсознания систематически, стремясь к научности, был Зигмунд Фрейд, венский врач и невротик, признававшийся, что главным пациентом в своей практике всегда был он сам.
ОНО. Кто и как открыл дверь в бессознательное?
В исследовании бессознательного есть что-то жуткое, словно спускаешься с тусклым фонариком в темный подвал и не знаешь, что там найдешь. В статье «Зловещее» 1919 года доктор Фрейд вспоминает случай, произошедший с ним в 1876-м в итальянском Триесте. Тогда он, 20-летний студент, направленный на Адриатику исследовать систему размножения угрей, впервые столкнулся с проявлением своего бессознательного. Гуляя по малознакомому городу, молодой Зигмунд однажды под вечер забрел в квартал красных фонарей, где увидел «раскрашенных женщин», сидящих прямо в окнах домов и продающих себя. Он поспешил прочь, однако заблудился и, сделав круг, снова вернулся на то же самое место. Третья попытка найти дорогу домой опять привела его к борделям. Фрейд пишет, что заблудился тогда не потому, что плохо знал город, а потому, что бессознательно хотел посетить бордель и подавлял в себе это желание.

ПОПЫТКИ ПРОНИКНУТЬ в бессознательное предпринимались еще во времена античности. Платон в диалоге «Менон» выдвинул идею о том, что душа не забывает своего прежнего опыта и при желании может вспомнить предыдущие жизни. «Отец философии» Аристотель в работе «О душе» высказывает мысль о том, что у души есть «темные закоулки», в которых даже сам человек не догадывается, что происходит. Декарт считал, что объяснение странных поступков человека, противоречий в его поведении стоит искать в борьбе между «низшим» и «высшим» разумом, между душой «разумной» и душой «чувствующей». «Дедушка Просвещения» Бенедикт Спиноза полагал, что суть человеческого поведения лежит в его «тайных влечениях», и делил их на «ясные» и «смутные», то есть, как сказали бы сегодня, на те, в которых мы отдаем себе отчет, и на те, в которых мы себе отчета не отдаем. «Кенигсбергский затворник» Иммануил Кант пошел дальше и выдвинул идею о том, что наше «смутное» более обширно, чем наше «осознанное», наш маленький дом, озаренный светом разума, имеет под собой огромный темный подвал. Артур Шопенгауэр, любимый философ Фрейда, вообще считал, что именно бессознательное управляет нашим поведением: «Бессознательное – это изначальное и естественное состояние всех вещей, следовательно, оно является той основой, в которой берет свое начало наше сознание». Именно у Шопенгауэра Фрейд почерпнул идею о примате подсознания над сознанием. 
Квартал красных фонарей. Фото: Elliott Erwitt
ЕСЛИ УЖ ГОВОРИТЬ О ВРЕМЕНАХ, когда сам Фрейд стал заниматься «завоеванием и постижением мира», то стоит упомянуть вышедшую в 1869 году огромную работу Эдуарда фон Гартмана «Философия бессознательного». Двумя основными движущими силами человеческого бессознательного Гартман считал половое влечение и материнский инстинкт, служащие основой сохранения человека и человеческого рода. Также нельзя отвергать и еврейскую философию, с которой Фрейд как человек, получивший религиозное воспитание, был основательно знаком. Согласно иудаизму, в человеке борются два начала: доброе «йецер а-тов» является проявлением разума, духа и божественной природы, злое же «йецер а-ра» олицетворяет собой животную сторону человека, его страсти и низменные инстинкты. Жизненный путь человека – подавлять «злое начало», загонять его глубже вовнутрь своей души. Фрейд же пойдет другим путем. Ключ к освобождению человека – не подавление, а осознание. Зверя нужно выпустить наружу и приручить.

ЗИГМУНД ФРЕЙД (Шломо Сигизмунд Фрейд) – житель австрийской столицы в первом поколении, родился в чешской Моравии и происходил из семьи «восточных» (галицийских) евреев, которых даже еврейское население имперских городов «немецкого мира» считало карикатурными и позволяло себе отпускать в их адрес антисемитские шуточки. Грешил этим и молодой Зигмунд. Позже он произнесет: «Иудаизм – невроз евреев», а в работе «Моисей и монотеизм» отберет у евреев и их пророка их право на «изобретение» единобожия, провозгласив Моисея египтянином, а монотеизм – изобретением фараона Эхнатона. 
Взрослея в Вене, столице огромной и многонациональной Австро-Венгерской империи, Фрейд с детства мечтал быть министром. Но прочтение двух книг побудило его выбрать медицинскую карьеру. Эти две книги – «Царь Эдип» Софокла и эссе «О Природе» Гете. 
 Слева направо: фрагмент фрески «Афинская школа» Рафаэля, 1509 г., Иммануил Кант, Артур Шопенгауэр
ВСЮ ЖИЗНЬ Фрейд пытался доказать, что психоанализ – подлинно научная дисциплина, что изучение бессознательного происходит по строго научному и сложившемуся за годы исследований методу. Фрейд с негодованием отметал утверждения, что психоанализ – часть философии или антропологии, а не часть медицины, просто пока неизведанная. Даже свою знаменитую работу «Толкование сновидений» (1900), положившую начало его популярности, он рассматривал не как сонник, а как научную монографию. Все связи между «приснившимся» и «бессознательно подразумеваемым» были установлены Фрейдом на основании сотен сновидений, увиденных его пациентами. И был сделан вывод, что сновидения – столбовая дорога в бессознательное. По мнению Фрейда, бессознательные желания предстают во снах в искаженном и зашифрованном виде. Поэтому и необходим врач-аналитик, чтобы их истолковать. Хотя на самом деле схема дешифровки проста. Все, что имеет «продолговатый вид», – например, деревья, зонты, трости, ножи, – является обозначением мужского полового органа. Напротив, все, что может в себя что-то принять, будь то сундуки, коробки, ящики, шкафы, печки, – символизирует женские половые органы. Анфилады, лестницы, шахты обозначают половой акт.
Однако «Толкование сновидений» интересно в первую очередь тем, что в седьмой главе этой работы – «Психология процессов сновидения» – Фрейд впервые делит человеческую психику на три области: сознание, бессознательное и предсознательное, при этом сознание отделено от предсознательного стеной «цензуры», которая препятствует проникновению бессознательного в нашу сознательную жизнь. Цензура не только не пускает информацию, но еще и искажает ее. Происходит смещение акцентов, когда мысли и чувства, связанные с одним объектом, переносятся на другой. Это, в свою очередь, добавляет работы психоаналитику. 
«Зигмунд Фрейд», Энди Уорхол
ТРЕХЧАСТНЫЕ СХЕМЫ были очень популярны у «гуманитариев» в конце XIX века. На свет божий была извлечена схема из еврейской мистики, согласно которой у души есть три уровня: животная (руах), разумная/сознательная (нефеш) и духовная/идеальная душа (нешама). Фридрих Ницше делил человеческую историю на три стадии: животную, человеческую и сверхчеловеческую («Человек – это мост между животным и сверхчеловеком»). Видимо, восхитившись историями о сверхчеловеке, Фрейд в 1914 году в статье «К введению в нарциссизм» вводит в психоанализ понятие «Идеал-Я». «Идеал-Я» – это процесс образования в психике человека некоего идеального образа, которому человек стремится следовать. Из-за несовпадения «Я» и «Идеал-Я» может наступить невроз. «Идеал-Я» способен как окрылять, так и унижать человека.
В 1917 году Фрейд знакомится с идеями «дикого психоаналитика» (то есть психоаналитика без медицинского образования) Георга Гроддека. Гроддек был убежден, что и рациональное, и телесное в человеке управляется неведомой силой, которую он назвал «Оно». Согласно его теории, даже самые серьезные соматические заболевания, вплоть до онкологических, могут быть спровоцированы «Оно». Гипотеза о существовании «Оно» показалась Фрейду интересной, и уже в 1923 году он публикует одну из своих самых фундаментальных работ «Я и Оно», в которой пытается дать окончательную схему устройства человеческой психики. Под «Оно» Фрейд теперь понимает самую глубинную и самую темную сторону человеческого сознания. Содержание «Оно» совершенно бессознательно, там таится вся агрессия, весь секс и все человеческое влечение к смерти («танатос»). Понятие «Идеал-Я» было заменено на понятие «Сверх-Я», которое выражает идеалы и стремления человека, заложенные в него в детстве родителями, когда те еще представлялись как «боги». По мере взросления «Сверх-Я» трансформируется, но то, что заложено в детстве, все же не поддается окончательному изживанию и будет проявлять себя всю жизнь. «Все мы родом из детства» сказал не Фрейд, но он мог бы под этими словами осознанно подписаться. «В отношении к “Оно” “Я” похоже на всадника, которому предстоит обуздать превосходящего его по силе коня», – писал Фрейд. 
Художники подмеивались над Фрейдом, рисуя карикатуры на его «Толкование сновидений». На этом комиксе изображен сон французской няни – толкуйте, как хотите. Венгерский юмористический журнал Fidibusz, 1907 г. www.guttersniper.wordpress.com
В 1909 ГОДУ Фрейд посещает США, произносит свой знаменитый афоризм «Мы привезли им чуму» и, выступая перед публикой, пытается объяснять буквально «на пальцах» ничего не понимающим американцам, что есть «бессознательное», что есть «вытеснение» и какова во всем этом роль психоаналитика. 
Представьте, говорил Фрейд, что я читаю вам лекцию, и вы как благородная публика мне внимаете. Но вдруг среди вас находится человек, который начинает меня отвлекать, смеяться, болтать и топать ногами. В таких условиях я читать лекцию не могу. Тогда среди вас находится пара зрителей, которая выставляет хулигана за дверь. Теперь нарушитель вытеснен. Чтобы он снова не прорвался в аудиторию, вы подпираете дверь стульями. Итак: аудитория – это сознание, пространство за дверью – бессознательное, стулья, подпирающие дверь, – цензура, удаление нарушителя – вытеснение. 
Если же нарушитель за дверью не успокоится и продолжит шуметь и отвлекать доктора Фрейда от лекции, тогда президент клуба должен будет выйти к нему и провести переговоры на тему его поведения и выработать с ним условия его возращения в зал и соблюдения тишины. То, что он сделает, будет терапией невроза. 

Иллюстрация: Fernando Vilela
ПОЗЖЕ УЧЕНИК ФРЕЙДА, его «наследник» и создатель аналитической психологии Карл Густав Юнг, в итоге разругавшийся со своим учителем, выдвинет теорию «коллективного бессознательного». Он скажет, что у народов, как и у индивидов, может быть свое «детство», свое первое наслаждение, первая боль, первый страх за себя и первый стыд. Все это, как и у рядового гражданина, вытесняется в бессознательное. Воспоминания народов, а значит, и их бессознательное закрепляется в легендах и мифах. Исследуя их, мы можем понять «неврозы», которые преследуют то или иное государство. Фрейд сначала желчно высмеял концепцию Юнга, а потом в работе «Тотем и табу» фактически согласился с ней. 
По мере распространения психоанализа («новой религии Фрейда») по миру, понятие «бессознательное» стало применяться во все сферах психиатрической науки, от детской психологии и психологии малых групп до психоэкономики и даже психологии для космонавтов.

Почему психоанализ антинаучен: аргументы противников Фрейда
1. Фрейд часто грешит подгонкой фактов под заранее сформулированный вывод.
2. Фрейд часто делает общие выводы на основе одного-двух клинических случаев.
3. Психоанализ не фальсифицируется и не поддается методу отрицания. Его законы нельзя проверить.
4. Психоанализ не релевантен. База пациентов Фрейда очень узкая, по большей части в ней только представители городского высшего и среднего класса, евреи и женщины с невротическими расстройствами.
5. В примерах Фрейда (клинических случаях и сновидениях) невозможно отделить реальность от вымысла.
6. Психоанализ с трудом предсказывает будущее поведение, он лишь способен анализировать «задним числом».
7. Эффективность психоанализа как метода лечения сомнительна. Часто имеет место эффект плацебо.
8. Психоанализ во многом базируется на проблемах, фобиях и комплексах самого Зигмунда Фрейда.
Эдипов комплекс – идея, впервые высказанная Фрейдом в работе «Толкование сновидений». Навеяна трагедией «Царь Эдип» Софокла. Эдип, убивший своего отца Лая и женившийся на своей матери Иокасте, воплощает, по мнению Фрейда, свои детские желания. Хотя греческая трагедия подразумевает совершенно другую трактовку (о неотвратимости рока), Фрейд вкладывает в Эдипов комплекс свое толкование: по его мнению, большинство мальчиков в раннем детстве испытывают эротическое влечение к матери и ненавидят своего отца, так как видят в нем более удачливого соперника в борьбе за материнскую любовь. Большинство же девочек испытывают влечение к отцу и видят конкурентку в своей матери (комплекс Электры). 
Схема Зигмунда Фрейда, опубликованная в его книге «Я и Оно» в 1923г. Ich - Я. Es - Оно. W-Bw = система восприятия и сознания. Vbw = Предсознательное. Vdgt = Вытесненное. Akust. (nervus acusticus) = слуховой нерв.
Словарь доктора Фрейда 
Катартический метод (от греческого «очищение»)
– один из методов психотерапии, открытый на заре психоанализа (в 1880 году) доктором Жозефом Брейером (1842–1925) и описанный им и Зигмундом Фрейдом в «Этюдах об истерии» (1895) на примере «случая Анны О». Катартический метод («эффект исповеди») – переходный этап от гипноза к методу свободных ассоциаций, суть которого заключается в том, что пациент может говорить обо всем, что ему приходит в голову, не ограничивая себя никакими рамками. Уже позже психоаналитик, разбирая «поток сознания» пациента, находит в нем отсылки к проявлению бессознательного, скрытых желаний, фобий и навязчивых идей.  
Кастрационный комплекс – логическое следствие Эдипова комплекса. По мнению Фрейда, мальчик, испытывая любовь к матери и готовя «бунт» против отца, одновременно испытывает страх перед возможным наказанием в виде кастрации. Под влиянием страха кастрации формируется «Сверх-Я», в рамках которого мальчик начинает ассоциировать себя с собственным отцом как с «идеальной версией себя».
Также страх кастрации может быть усугублен в раннем детстве (1–3 года), если мальчик видит обнаженную мать или сестру и, обнаружив у них отсутствие пениса, испытывает страх за судьбу своих гениталий. У девочек кастрационный комплекс выливается в ненависть к пенису, бессознательной формой которой является желание иметь ребенка, часто от своего собственного отца или того, на кого произведен перенос любви к отцу. 
Перенос/контрперенос – понятие, введенное Зигмундом Фрейдом в 1905 году в очерке «История болезни Доры». Его суть состоит в том, что в процессе психоанализа пациент может перенести на своего лечащего врача эмоции, испытываемые к человеку, который является причиной невроза (отцу, партнеру). Поэтому столь распространены случаи, когда пациенты влюбляются в своих психоаналитиков, начиная воспринимать их как близких людей. Перенос может быть позитивным (любви), негативным (ненависти) и вообще любым. Под контрпереносом понимается обратная связь, когда врач сам может увлечься пациентом, транслируя на него свои желания и фантазии. В «Истории болезни Доры» перенос был взаимным. Фрейд считал, что терапия возможна, только если психоаналитик сам уже прошел через психоанализ и проработал все свои фобии и страхи, чтобы не транслировать их на пациента. Первыми психоаналитиками были пациенты доктора Фрейда.

Либидо (от латинского «страсть», «похоть», «желание») – основное понятие психоанализа, термин, используемый Фрейдом для обозначения различных проявлений фундаментальной сексуальности, от полового инстинкта до сексуального желания. В работе «Тотем и табу» Фрейд приравнивает либидо к Эросу Платона, ставя фактически знак равенства между либидо и стремлением к жизни. Карл Густав Юнг пытался исказить изначальный смысл понятия «либидо» и избавить его от сексуального подтекста, понимая под «либидо» просто «психическую энергию» человека. 

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK