ОНО. Кто и как открыл дверь в бессознательное?
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


ПОПЫТКИ ПРОНИКНУТЬ в бессознательное предпринимались еще во времена античности. Платон в диалоге «Менон» выдвинул идею о том, что душа не забывает своего прежнего опыта и при желании может вспомнить предыдущие жизни. «Отец философии» Аристотель в работе «О душе» высказывает мысль о том, что у души есть «темные закоулки», в которых даже сам человек не догадывается, что происходит. Декарт считал, что объяснение странных поступков человека, противоречий в его поведении стоит искать в борьбе между «низшим» и «высшим» разумом, между душой «разумной» и душой «чувствующей». «Дедушка Просвещения» Бенедикт Спиноза полагал, что суть человеческого поведения лежит в его «тайных влечениях», и делил их на «ясные» и «смутные», то есть, как сказали бы сегодня, на те, в которых мы отдаем себе отчет, и на те, в которых мы себе отчета не отдаем. «Кенигсбергский затворник» Иммануил Кант пошел дальше и выдвинул идею о том, что наше «смутное» более обширно, чем наше «осознанное», наш маленький дом, озаренный светом разума, имеет под собой огромный темный подвал. Артур Шопенгауэр, любимый философ Фрейда, вообще считал, что именно бессознательное управляет нашим поведением: «Бессознательное – это изначальное и естественное состояние всех вещей, следовательно, оно является той основой, в которой берет свое начало наше сознание». Именно у Шопенгауэра Фрейд почерпнул идею о примате подсознания над сознанием.
ЗИГМУНД ФРЕЙД (Шломо Сигизмунд Фрейд) – житель австрийской столицы в первом поколении, родился в чешской Моравии и происходил из семьи «восточных» (галицийских) евреев, которых даже еврейское население имперских городов «немецкого мира» считало карикатурными и позволяло себе отпускать в их адрес антисемитские шуточки. Грешил этим и молодой Зигмунд. Позже он произнесет: «Иудаизм – невроз евреев», а в работе «Моисей и монотеизм» отберет у евреев и их пророка их право на «изобретение» единобожия, провозгласив Моисея египтянином, а монотеизм – изобретением фараона Эхнатона.
Однако «Толкование сновидений» интересно в первую очередь тем, что в седьмой главе этой работы – «Психология процессов сновидения» – Фрейд впервые делит человеческую психику на три области: сознание, бессознательное и предсознательное, при этом сознание отделено от предсознательного стеной «цензуры», которая препятствует проникновению бессознательного в нашу сознательную жизнь. Цензура не только не пускает информацию, но еще и искажает ее. Происходит смещение акцентов, когда мысли и чувства, связанные с одним объектом, переносятся на другой. Это, в свою очередь, добавляет работы психоаналитику.
В 1917 году Фрейд знакомится с идеями «дикого психоаналитика» (то есть психоаналитика без медицинского образования) Георга Гроддека. Гроддек был убежден, что и рациональное, и телесное в человеке управляется неведомой силой, которую он назвал «Оно». Согласно его теории, даже самые серьезные соматические заболевания, вплоть до онкологических, могут быть спровоцированы «Оно». Гипотеза о существовании «Оно» показалась Фрейду интересной, и уже в 1923 году он публикует одну из своих самых фундаментальных работ «Я и Оно», в которой пытается дать окончательную схему устройства человеческой психики. Под «Оно» Фрейд теперь понимает самую глубинную и самую темную сторону человеческого сознания. Содержание «Оно» совершенно бессознательно, там таится вся агрессия, весь секс и все человеческое влечение к смерти («танатос»). Понятие «Идеал-Я» было заменено на понятие «Сверх-Я», которое выражает идеалы и стремления человека, заложенные в него в детстве родителями, когда те еще представлялись как «боги». По мере взросления «Сверх-Я» трансформируется, но то, что заложено в детстве, все же не поддается окончательному изживанию и будет проявлять себя всю жизнь. «Все мы родом из детства» сказал не Фрейд, но он мог бы под этими словами осознанно подписаться. «В отношении к “Оно” “Я” похоже на всадника, которому предстоит обуздать превосходящего его по силе коня», – писал Фрейд.
Также страх кастрации может быть усугублен в раннем детстве (1–3 года), если мальчик видит обнаженную мать или сестру и, обнаружив у них отсутствие пениса, испытывает страх за судьбу своих гениталий. У девочек кастрационный комплекс выливается в ненависть к пенису, бессознательной формой которой является желание иметь ребенка, часто от своего собственного отца или того, на кого произведен перенос любви к отцу.
Либидо (от латинского «страсть», «похоть», «желание») – основное понятие психоанализа, термин, используемый Фрейдом для обозначения различных проявлений фундаментальной сексуальности, от полового инстинкта до сексуального желания. В работе «Тотем и табу» Фрейд приравнивает либидо к Эросу Платона, ставя фактически знак равенства между либидо и стремлением к жизни. Карл Густав Юнг пытался исказить изначальный смысл понятия «либидо» и избавить его от сексуального подтекста, понимая под «либидо» просто «психическую энергию» человека.
Коротко
Сергей Шклюдов