Неутомимый «буравчик»
Стандартный крот – зверушка длиной до 20 см с хвостиком. Глазки-бусинки почти не видят, а у некоторых даже прикрыты кожей – да и на что под землей смотреть? Уши кроту тоже чистить не надо – снаружи они надежно защищены шерстью, при этом слух вполне компенсирует плохое зрение. Мех растет торчком, что позволяет без проблем включать «заднюю» в любом направлении – ворс легко ложится и вперед, и назад. Однако из-за тесных нор шкурка «буравчика» стирается быстрее, чем у наземных животных, и приходится чаще линять – до четырех раз в год.
Восточноамериканский крот. Ну что за малыш? Фото: Joel Sartore, National Geographic Photo Ark, nationalgeographic.org
Лапа крота – мини-ковш! Вывернутые наружу ладони и плоские когти помогают этому живому экскаватору эффективно врезаться в землю и откидывать отвал. Роль наконечника бура играет нос, при этом обоняние показывает отличные результаты. За час крот прокладывает тоннель длиной в три метра, и по этому «метро» он пролетает со скоростью примерно 25 м/мин. Причем крот не просто прокапывает лаз, а как бы ввинчивается в грунт. Под утоптанными тропами «буравчик» делает углубленные «тоннели», где после бегают все кому не лень – мыши, землеройки и прочая рать.
Иллюстрация: Dorling Kindersley, gettyimages.comИллюстрация: Mr. Sakae Takayama, mycobookclub.blogspot.com
В отличие от грызунов, кроты не способны грызть твердую землю зубами, поэтому предпочитают селиться в мягкой почве. Они – постоянные обитатели лесов, лугов, долин и рек. Больше всего кроты знамениты, наверное, своей системой подземных ходов – эти лабиринты растягиваются на метры. Кроты всю жизнь проводят в своих тоннелях, которые бывают жилыми и кормовыми. Это многоярусная система с ходами диаметром всего до 5–6 см, но кроту хватает, чтобы пролезть. Все тоннели соединены – из жилых можно попасть к кормовым, к воде, к гнездовью. Само гнездо, кстати, располагается на глубине до двух метров, в хорошо защищенном месте: среди корней деревьев, прямо под пнями, большими камнями или постройками. А кормовые ходы находятся в 2–5 см от поверхности, на которой порой видны земляные валики, – их часто можно увидеть в огородах и садах. По сути – это ловушки. Запах кротового мускуса и более теплая атмосфера влекут дождевых червей, слизней и другую живность, как на свадьбу. А там дело за малым – съесть. За один подход крот может слопать до 20–22 г еды, а в сутки – около 50–60 г, то есть половину собственного веса. Переварив один прием за 4–5 часов, крот снова идет обедать, а в перерывах просто спит в гнезде, свернувшись в клубок. А еще кроты могут быть каннибалами. Стоит соседу зайти в гости, как у хозяина срабатывает нездоровое чувство собственности, и нарушитель территории приговаривается к немедленному загрызанию. Почему бы и не загрызть, если у тебя 44 зуба и есть клыки?
Фото: mmphotographie.de, stock.adobe.com
Глобальному сельскому хозяйству кроты полезны: они рыхлят почву, едят медведок, жуков, улиток, гусениц, выделяют органику, уводят избыток влаги поглубже. Однако для «шестисоточных» садоводов и огородников крот – стихийное бедствие: не разбирая дороги, он портит корни растений, вздыбливает садовые дорожки, нарушает ландшафт и поедает полезных дождевых червей. В целях обороны дачники расставляют вертушки, ультразвуковые отпугиватели, закапывают в ходы капканы давящего типа, лишь бы избавиться от кротов. Так что охранять их никто никогда не спешил. Напротив – прежде, начиная с XIX века, они были пушным видом. В основном из меха делали маски от обморожения для пилотов – ведь на заре авиации у самолетов не было даже колпака кабины. Из 200 кротов можно было сшить шубу – грело одеяние не особо, зато отлично отталкивало грязь.
Время обеда. Фото: Tranper2, magazine.hortus-focus.frМаска летчика из кротового меха, ww2.ru
Эгоизм крота плохо влияет и на его личную жизнь – очень уж редко самцы идут на контакт. Самки куда более инициативны в деле продолжения рода. Уже через месяц после рождения кроты достигают роста и веса взрослой особи и раскрывают свою кротовью натуру – становятся неуживчивыми и драчливыми и быстро «разлетаются» навсегда – порой на два километра от родительского дома.
И о прогнозе погоды. По направлению прокладки кротовьих ходов люди навострились определять характер наступающей зимы. Крот начал работы с севера – к теплу, с юга – к холоду, с запада – будет влажно, с востока – сухо. Ну, хоть какая-то польза!
Коротко
Владислав Щербак