Дирижеры дорог


называли первые автомобили) или на лошадь означало, что ездоку следует остановиться. А когда трость поднимали и совершали вращательные движения,
остановиться должен был весь поток.
Белая палка была хорошо заметной на отечественных дорогах, но больно уж «идеологически неверной» с точки зрения пришедших к власти большевиков. И ее заменили на красную – идеологически правильную. Но если в песчаной Африке и Азии красный цвет весьма заметен и виден издалека, то в наших широтах с наступлением весны и цветения жезл буквально терялся на дороге. Пришлось добавить цвета – ручку покрасили в желтый (это случилось в 1922 году), а заодно укоротить жезл до 49 см (видимо, длинный был не слишком удобен).


Саратов, 1958 год. Фото: Я. Рюмкин, www.oldsaratov.ru
Но кипучая натура советского руководства не давала ничему укорениться надолго – уже в 1930-х жезлы отменили: решили, что достаточно будет белых перчаток, которыми отныне милиционеры и должны были регулировать автомобильный поток. Оказалось, недостаточно – руки милиционера воспринимались хуже, чем палочки. И их не просто вернули, а выкрасили в черно-белую полоску. 27 апреля 1939 года вступил в силу циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД
СССР. Этот день и считается днем рождения полосатого жезла.

Московский постовой, 1961 г. Фото: Comet Photo AG (Zürich), www.e-pics.ethz.ch

Милиционер-регулировщик с новым жезлом-фонарем. Харьков, 1932 г. www.voenspez.ru
Большевики, как известно, шагали в ногу с наукой и на этот раз решили положиться не на интуицию и даже не на идейные убеждения, а на исследования ученых, которые пришли к выводу, что черно-белое зрение у человека развито гораздо острее цветного. И на фоне дневного буйства красок наш взгляд улавливает именно черно-белые объекты. Ту же шутку зрение играет с нами ночью – наш глаз, как известно, видит всех кошек серыми, как и все остальное. А вот если кошка черно-белая, мы различим ее даже в темноте. Именно поэтому жезл регулировщика на долгие годы стал полосатым.

Советский цирковой робот, знающий 79 команд, играет роль дорожного инспектора, 1967 г. www.cyberneticzoo.com
И что же? В 1960-х – в ходе очередного дорожного эксперимента – у регулировщиков вновь отняли их главное оружие и одели их в белые краги. Поэтому до конца десятилетия палок не было, а потом их снова вернули.

Общество
Машины и Механизмы