Жуки-светляки меньше совокупляются при включенном свете

Искусственное освещение затрудняет биолюминесцентным насекомым поиск партнеров.
Жуки-светляки меньше совокупляются при включенном свете

Давно известно, что человеческая деятельность, например, вырубка леса и добыча полезных ископаемых, служит главным фактором снижения биоразнообразия. Но оказывается, что даже такая на первый взгляд безобидная деятельность, как включение света ночью, может иметь далеко идущие последствия для наших собратьев по планете. В то время как большинство людей уже привыкли к искусственному ночному освещению, многие дикие животные, обитающие рядом с нами, не могут справиться с этой широко распространенной формой загрязнения.

Финские экологи недавно опубликовали исследование о влиянии искусственного освещения на поиск и привлечение партнеров у обыкновенных светляков. Самки светляков используют свои биолюминесцентные брюшки для привлечения самцов, однако такая репродуктивная стратегия работает только ночью, когда святящийся сигнал четко различим. Искусственное же освещение во многих местах делает ночной ландшафт менее темным, что может снижать способность светящихся жуков находить партнеров.

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые создали искусственных самок светляков и установили ловушки, чтобы поймать пришедших на световой сигнал самцов. К тем «самкам», которые находились на расстоянии около метра от источника искусственного света, пришло очень мало самцов, а вот при расстоянии в 2 и более метров самцы с легкостью находили «самок». Получается, что привлечение партнера у этих насекомых сильно испорчено искусственным освещением, и компенсировать это самки могут, только удаляясь на большие расстояния от источников света.

Увы, ученые провели еще один эксперимент и выяснили, что в присутствии искусственного света самки жуков-светляков вообще не сигнализируют брюшком или даже прячутся вместо того, чтобы уходить подальше от источника.

Результаты экспериментов четко говорят о том, насколько вредоносным может быть ночное освещение для диких животных, особенно ведущих ночной образ жизни, которые используют визуальные формы коммуникации, например, биолюминесценцию. Помимо жуков-светляков искусственное освещение внесло свой вклад в снижение мировой популяции многих не-биолюминесцирующих насекомых, например, мотыльков, сверчков и поденок.

Фото: Wikimedia