я могу что захочу, то и могу)
Хочешь изменить мир? Иди домой и люби свою семью)
Екатерина Луконина

Самая глубокая яма в мире

Нет, это вовсе не Марианская впадина, как вы могли подумать. Это так называемая Кольская сверхглубокая скважина – наследие советского прошлого, оставшееся забытым среди заброшенных бетонно-металлических руин на далеком русском севере.
Самая глубокая яма в мире

Если пробраться через руины, то можно увидеть привинченный к земле огромный металлический диск, под которым и скрывается самая большая на планете яма. Кольская сверхглубокая скважина уходит на глубину более 12 километров к центру Земли, а это, между прочим, больше той самой Марианской впадины – самой глубокой точки океана.

Что самое интересное – бурение Кольской сверхглубокой скважины никогда не имело отношения к добыче ископаемого топлива. С самого начала проект реализовывался из чистого научного любопытства. Когда в 1970-х годах советские ученые начали бурение, они исходили из своего желания узнать как можно больше о составе земной коры.

«Ведь истина в том, что мы знаем намного меньше о том, что лежит у нас под ногами, чем об обратной стороне Солнца», – говорит Хэнк Грин, автор одного из эпизодов научного шоу SciShow.

В течение следующих 24 лет бурение продолжалось с переменным успехом, пока в 1994 году ученые не добрались до максимальной точки, на которую могли рассчитывать, – до глубины в 12 км. Этот рекорд остается непревзойденным и сегодня, несмотря на то, что технологии бурения за последние десятилетия шагнули далеко вперед.

Что же удалось узнать в результате проведенного эксперимента? Во-первых, выяснилось, что на глубине 12 км есть вода – ученые не верили, что это вообще возможно, пока не увидели своими глазами. А на глубине около 7 км им удалось обнаружить микроскопические окаменелые останки 24 видов давно вымерших одноклеточных организмов. Кроме того, ученым удалось добраться до скальных пород возрастом в 2,7 миллиардов лет – эти породы и остановили эксперимент, поскольку их температура достигает 180°С, что на 80°С выше предсказаний ученых. Пройти сквозь этот «круг ада» на тот момент не представлялось возможным.

Сегодня Кольская сверхглубокая скважина заброшена, но ученые не перестают пытаться подобраться к центру Земли как можно ближе.

Фото: Rakot13/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0