«Земля-снежок»: новые предположения о том, как наша планета превратилась в ледяную пустыню

Согласно принятой научной гипотезе, получившей название «Земля-снежок», как минимум два раза за историю своего существования Земля почти полностью была покрыта льдом. Превращение нашей планеты в ледяную пустыню произошло около 700 млн. лет назад. Существуют свидетельства, что именно идущие друг за другом ледниковые периоды проложили путь для возникновения сложной многоклеточной жизни на Земле.

Ученые выдвигали множество различных версий причин глобального оледенения Земли, но вывести единую причину произошедшего им так и не удалось. Однако ученые уверены, что временные заморозки в какой-то момент достигли критической отметки, и это произошло в результате сильного уменьшения количества солнечного света, поступающего на Землю, или же снижения уровня содержания углекислого газа в атмосфере. Этих факторов достаточно для того, чтобы лед начал распространяться по всей планете.

Недавно ученые из Массачусетского технологического института посчитали нужным оспорить некоторые положения этой гипотезы. По их словам, Земля превратилась в «снежок» не столько в результате сильного снижения количества солнечного света, сколько по причине скорости и интенсивности этого процесса. Иначе говоря, притоку солнечной радиации к планете не обязательно падать до критической отметки, чтобы Земля полностью покрылась льдом: ученые считают, что все дело в скорости, с которой Земля перестала получать среднее количество солнечной радиации за короткий период геологического времени.

Свои утверждения ученые подкрепили математической моделью земного климата. При создании модели учитывались все необходимые факторы: количество поступающей солнечной радиации, температура поверхности, концентрация углекислого газа в атмосфере, а также влияние погодных условий на содержание CO2. Настроив эти параметры определенным образом, ученые смогли смоделировать климатическую ситуацию «Земли-снежка».

Предположения ученых оправдали себя: менее вероятно, что планета полностью покрылась льдом в результате критического снижения количества поступающего солнечного света. Скорее, оледенение более вероятно могло произойти при условии достаточно быстрого падения уровня поступающей солнечной радиации. В исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the Royal Society A, говорится, что быстрое и резкое снижение притока солнечной радиации могло произойти как результат вулканических извержений или биологических процессов, создающих огромные тучи, блокирующие солнечный свет.

Ученые также обратились и к данным исследований экзопланет, чья среда может напоминать земную. Выяснилось, что такие экзопланеты могут так же, как и Земля периодически подвергаться глобальному оледенению при условиях резкой смены климата. Ученые отметили, что эти выводы вносят новые коррективы в научное понимание потенциальных условий возникновения жизни на экзопланетах.

фото: Stephen Hudson, Wikipedia