В легких мышей найдена новая группа иммунных клеток

Ученые нашли новую группу иммунных клеток, контролирующую процесс воспаления во время вирусных инфекций. Это открытие может быть полезным при разработке терапевтических средств для лечения заболеваний легких, связанных с воспалением, таких как бронхит, грипп и, возможно, COVID-19.
В легких мышей найдена новая группа иммунных клеток

Макрофаги — это подгруппа иммунных клеток, которая защищает организм от вторжения патогенов, включая бактерии и вирусы. Эти клетки распространены по всему организму, но в определенных органах могут встречаться их разновидности. Так, например, альвеолярные макрофаги (АМ) обитают в легких, они ответственны за прямую очистку органа от вирусов. Недавно ученые нашли в легких мышей еще одну группу иммунных клеток, участвующую в процессе борьбы организма с патогенами.

Найденные клетки представляют еще одну разновидность макрофагов, называемых NAM. Они связаны с нервными и дыхательными путями, и, как недавно выяснилось, смягчают воспаление в легких во время вирусной инфекции, которое является важной частью врожденного иммунного ответа на потенциально вредный инородный материал. Во время воспаления в организме происходит выработка регуляторных молекул, таких как цитокины, и привлечение иммунных клеток в пораженные участки.

Используя визуализацию, ученые обнаружили, что NAM группируются преимущественно вокруг симпатических легочных нервов и дыхательных путей. NAM самообновляются и в целом отличаются в развитии от AM. Для развития NAM требуется колониестимулирующий фактор один (CSF1), но не гранулоцитарно-макрофагальный CSF(GM-CSF), от которого зависит развитие и созревание AM.

Чтобы изучить роль NAM в процессах иммунного ответа, ученые инфицировали мышей вирусом гриппа. Они обнаружили, что NAM быстро размножались после заражения и смягчала процесс воспаления, но у тех, кто был не способен продуцировать NAM, инфекция вызывала чрезмерный иммунный ответ с чрезмерной воспалительной реакцией. То есть AM избавляют организм от инфекции, а NAM помогают регулировать и подавлять вызванное инфекцией воспаление.

«Мы определили уникальную группу популяции макрофагов, о которой известно очень мало, — сказал автор исследования. — Но наши результаты дают основную информацию об их функциях».