Уничтожение лесов спровоцирует новые пандемии

По мнению ученых, планету ждет еще большее количество новых смертельно опасных пандемий, если снижение биоразнообразия и вырубка лесов сохранится на том же катастрофическом уровне, что и сегодня.
Уничтожение лесов спровоцирует новые пандемии
На встрече специалистов по охране природе, которая состоится в Нью-Йорке в сентябре, ученые планируют рассказать об обнаружении четкой связи между разрушением окружающей среды и растущим количеством смертельных заболеваний, которые передаются от животных к человеку, включая COVID-19. Вырубка леса, неконтролируемый рост занятых сельским хозяйством площадей и разработка месторождений в отдаленных региона наряду с эксплуатацией диких животных в качестве источника пищи, нетрадиционной медицины и домашних питомцев – все это создает идеальное стечение обстоятельств для возникновения новых пандемий. На сегодняшний день почти треть всех болезней возникает в процессе изменения землепользования, в будущем же это может приводить к появлению 5-6 пандемий ежегодно.
«В случае с COVID-19 эксплуатация дикой природы обошлась планете в триллионы долларов и миллион жизней», – говорит Стюарт Пимм, преподаватель дисциплин по охране природы Университета Дьюка.
Ежегодно десятки миллионов гектаров дождевых лесов и других экосистем распахиваются бульдозерами для выращивания пальмовых деревьев, разведения крупного рогатого скота и обеспечения доступа к месторождениям природных ископаемых. Это ведет к разрушению флоры и фауны, которые служат домом бесчисленному количеству видов вирусов и бактерий, большая часть которых неизвестна науке. Оставшиеся «бездомными» микробы могут заражать новых хозяев – человека и его домашних питомцев, и если новый дом приходится им по душе, то они начинают распространяться в популяции, в результате чего может возникнуть новое заболевание.
Пример такого распространения – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), который в начале XX века перешел от шимпанзе и горилл к людям и за столетие стал причиной смерти более 10 миллионов человек. Или вирус Эболы, перешедший от летучих мышей к приматам, а затем к людям. Из этой же серии – эпидемия свиного гриппа в 2009 году и печально известный COVID-19.
«Когда рабочие идут в лес, чтобы рубить там деревья, они обычно не берут с собой еду, а питаются тем, что могут добыть на месте, – говорит Энди Добсон, профессор экологии и эволюционной биологии Принстонского университета. – Поэтому они все время подвержены влиянию различных вирусов и микробов».
Иногда бывает и так, что сельхозугодия, созданные человеком, перемежаются участками дикого леса, что повышает вероятность контактов диких и домашних животных, и тогда переносчики новых вирусов, пришедшие из леса, заражают домашних питомцев, которые в свою очередь могут заразить людей. Так было с лихорадкой Ласса, которая впервые появилась в Нигерии в 1969 году и с тех пор ежегодно уносит нескольких тысяч жизней.
«Проблема в том, что видов вирусов существует в десятки раз больше, чем видов млекопитающих, поэтому возникновение новых патогенов неизбежно», – считает Добсон.
В прошлом вспышки новых заболеваний зачастую оставались на относительно ограниченной территории, сегодня же появление дешевых способов перемещений полностью изменило картину, и эпидемии могут возникать в любой точке земного шара еще до того, как ученые поймут, что происходит. В своей работе, опубликованной в журнале Science, Пимм, Добсон и другие ученые и экономисты предлагают разработать программу мониторинга дикой природы, снижения случаев вторичного распространения инфекций, запрета торговли мясом диких животных и прекращения бесконтрольной вырубки леса. Такая программа обойдется более, чем в 20 миллиардов долларов ежегодно, но это гораздо меньше убытков, нанесенных экономике мира одной только пандемией COVID-19.
Фото: (C) Ernesto Benavides/AFP/Getty Images